
Бабушка целый месяц ходила со сломанным позвоночником
Пенсионерка из Архангельска сильно ударилась головой и сломала позвоночник. Она утверждает, что упала в автобусе, который «резко дернулся». Бабушка месяц терпела сильнейшие боли и пыталась получить от врачей помощь. Теперь пенсионерка хочет добиться компенсации и справедливости. Рассказываем, что известно об этой ситуации.
«Было так больно… думала о страшном»
Любовь Дорофеева 45 лет работала медсестрой в доме ребенка, ухаживала за сиротами, лечила их, выхаживала. В старости 69-летней бабушке самой понадобилась помощь. Она упала в автобусе, ушиблась головой и повредила позвоночник. Несмотря на многочисленные обращения к врачам, травмы смогли диагностировать только через месяц. Всё это время пенсионерка терпела сильнейшие боли.
— 26 ноября 2024-го я села в автобус № 62. Он резко дернулся, и я упала. Слетела на пол прямо с сиденья, которое рядом с водителем. Сильно ударилась головой и спиной. Мне помогла подняться какая-то пассажирка. Водитель, это девушка была, салфетками куртку помогла протереть, — рассказывает бабушка. — Я почувствовала, что ушиблась, но не придала значения, настроение было хорошее. Вышла на следующей остановке, билет не купила, подумала, что не буду платить за то, что они мне куртку испортили и на пол уронили.

Любовь до сих пор испытывает сильные боли
На следующий день бабушке стало плохо:
— Из носа пошла кровь. Голова страшно болела. Вызвала скорую, они сделали тампонаду и отвезли к дежурному нейрохирургу. Работники скорой были 100% уверены, что меня госпитализируют, потому что даже катетер браунюля оставили в руке. Я врачу рассказала про боли в голове и спине, про падение. Предположила, что у меня травма. Он сказал, что это с падением не связано, сделал КТ, диагностировал ушиб мягких тканей и назначил обезболивающие. Жалобы на спину проигнорировал.
Пенсионерка говорит, что врач общался с ней пренебрежительно и даже грубил:
— Он молодой, с короной на голове. Говорит «что-то вы фантазируете, вы днем упали, а голова у вас только вечером заболела». Это мне врач так сказал, представляете? Общение очень неприятное с ним было, даже пересказывать все грубости не хочется. На обезболивающие, которые он мне назначил, у меня аллергия, но он этого даже не уточнил.
Бабушку отправили домой, а 11 декабря Любовь пришла на плановый прием к неврологу. Талон к нему удалось достать с трудом. Снова жаловалась на сильнейшие боли в голове и спине. Ей опять прописали обезболивающие и назначили рентген спины на 24 декабря.

Я очень верующий человек и всегда осуждала тех, кто наложил на себя руки… Но у меня так страшно болели голова и спина, что я уже задумывалась о страшном, лишь бы эта боль прекратилась.
— Тошнило постоянно. Представляете, мне рентген назначили только спустя месяц после травмы. Я, конечно, потом исповедалась об этих своих страшных мыслях.
18 декабря бабушке стало еще хуже и она сама пришла к травматологу без записи. Не дожидаясь планового приема. Очереди не было, и ее согласились принять.
— Меня сразу на рентген отправили. Оказалось, что всё это время у меня был сломан позвонок, первый поясничный. Мне сказали носить специальный корсет, назначили лечение.

Бабушка показала медицинские документы и снимки. Диагноз «компрессионный перелом L1 позвонка А1»
Любовь говорит, что по прогнозу врача спина должна будет зажить «месяцев через 10»:
— Мне проверили плотность костной ткани и она на 100% соответствует норме. Кости у меня хорошие, не хрупкие, сломались не от старости.
Бабушка также продолжает обследование головы. Она постоянно болит, и пенсионерка опасается, что это не простой ушиб. Сейчас Любовь ждет результатов МРТ.

Любовь говорит, что теперь боится ездить на автобусах
«Вас тут много падает, всех не запомнишь»
Пенсионерка помнит, что села в автобус 26 ноября в 13:08 на перекрестке улиц Гагарина и Ломоносова. На следующий день, когда из носа пошла кровь, позвонила перевозчику, чтобы сообщить о проблеме:
— Когда плохо стало, я позвонила в «Рико». Ссориться не хотела, хотела объяснить ситуацию. Рассказала, что произошло, что за рулем автобуса была девушка, назвала время, остановку. Только я перепутала автобус, сказала, что это был № 12, а это был № 62. Но они уж могли понять, по конкретному времени и приметам. Просто не захотели.
Когда Любовь узнала о переломе позвоночника, снова позвонила в «Рико», сообщила, что перепутала номер:
— Со мной знакомая в автобусе ехала. Она мне потом номер автобуса правильный сказала. Я перезвонила в «Рико», а там сказали, что записи с камер видеонаблюдения хранятся всего месяц. Они, мол, проверили камеры маршрута № 12 и ничего не нашли, а теперь не могут подтвердить, падала я в автобусе или нет.
Бабушка рассказывает, что попыталась поговорить и лично с водителем:
— Я нашла этот автобус, постучалась к ней (водителю) в двери и говорю: «Помните, я у вас упала тут?» Она мне ответила: «Вас тут много падает, всех не запомнишь». Но я на нее не сержусь, это, может, и не ее вина, эти автобусы постоянно дергаются.

Мне обидно, что такая грубость везде… особенно от врачей. С этим же надо что-то сделать, нельзя так!
«Проведен разбор этого случая»: что говорят в Минздраве
Ситуацию, в которую попала Любовь Дорофеева, мы попросили прокомментировать Александра Герштанского, министра здравоохранения Архангельской области:
— По поручению Министерства здравоохранения Архангельской области в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Архангельской области «Первая городская клиническая больница имени Е. Е. Волосевич» и «Архангельская городская клиническая поликлиника № 1» проведен разбор случая оказания медицинской помощи пациенту, указанному в вашем запросе.
Подробности инцидента и о сути «разбора» в медицинской организации редакции не сообщили, сославшись на врачебную тайну:
— Сообщить иную информацию не представляется возможным, так как в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, — рассказал Александр Герштанский.

Дополнительно сообщаем, что по конкретным вопросам медицинской помощи, а также при неудовлетворенности качеством пациенты могут обращаться к администрации медицинской организации или в страховую медицинскую организацию.
«Инцидент отсутствует»: что говорит перевозчик
В компании «Рико» корреспонденту 29.RU подтвердили, что пенсионерка к ним действительно обращалась:
— 27 ноября поступил звонок от пассажирки в претензионный отдел с жалобой на водителя маршрута № 12. Со слов пассажирки, она упала и сильно ударилась, суть обращения: жалоба на характер вождения водителя.
В компании провели «трудоемкое» расследование, но оно оказалось безуспешным:
— По факту обращения была инициирована проверка, изъяты камеры видеонаблюдения с автобуса маршрута № 12, совершавшего рейс в указанное время в данном месте. Просмотренные видеоматериалы не подтвердили инцидент. Было принято решение изъять видео с камер видеонаблюдения со всех автобусов маршрута № 12. По факту жалобы была проведена трудоемкая работа по поиску инцидента на записях с камер видеонаблюдения, но факт падения на маршруте № 12 не подтвердился. Билет, подтверждающий поездку в автобусе, у пассажирки отсутствует. По факту обращения был проведен дополнительно инструктаж со всем водительским составом маршрута № 12 о комфортном вождении и соблюдении правил пассажирских перевозок.

В прошлом году мы писали о двух женщинах, которые пострадали от падения в архангельских автобусах
В «Рико» подтвердили и второй звонок от бабушки:
— 20 декабря от пассажирки поступил повторный звонок. Она пояснила, что упала 26 ноября и у нее не сохранился билет. Она не обратила внимания на серьезность ушиба от падения и продолжила маршрут, но в данный момент ее мучают сильные боли в спине. Сотрудник претензионного отдела попросил написать письменную претензию в адрес компании, сформулировать требования. В адрес компании претензия от пассажирки в письменном виде не поступала. При этом пассажирка оставила обращение дополнительно и в департамент транспорта.
26 декабря в компанию пришел запрос от департамента транспорта и связи мэрии города Архангельска с требованием проверить маршрут № 62.
— Подтвердить факт падения пассажирки на маршруте № 62 с помощью видео с камер видеонаблюдения не представлялось возможным, так как истек 30-дневный срок хранения записи на носителе видеорегистратора в автобусе.
Согласно муниципальному контракту, срок хранения записей с камер видеонаблюдения составляет 30 календарных дней.
В компании утверждают, что в данный момент факт падения и его причину подтвердить не могут.
— Инцидент не зафиксирован на камерах видеонаблюдения, билет отсутствует у пассажирки, подтвердить падение и тем более причину не представляется возможным. 26 ноября не было вызовов скорой и ГИБДД.
В «Рико» также настаивают, что в случае падения или травмы пассажиры должны самостоятельно обращаться к водителю с просьбой вызвать скорую и ГИБДД:
— Если произошло падение пассажира, в результате которого получены травмы и ушибы, то пассажир обязан сообщить об этом экипажу — водителю и кондуктору. Экипаж вызывает скорую помощь и ГИБДД по просьбе пассажира, выполнение рейса прекращается.
При этом для получения страховой выплаты, говорят в «Рико», необходимо наличие билета:
— Если пассажир получил травму в транспорте, он может получить страховое возмещение в рамках полиса ОСГОП, по которому застрахованы все пассажиры городского транспорта. Страховкой является билет, независимо от его формы, бумажный или электронный. Пассажир самостоятельно обращается с комплектом документов в страховую компанию.

«Бабушка всё равно может получить компенсацию»: что говорит юрист
Данную ситуацию мы разобрали с опытным автоюристом Львом Воропаевым. Он сообщил, что Любовь может рассчитывать на компенсацию, так как падение в автобусе является ДТП.
— Любое падение в общественном транспорте либо при выходе, либо при заходе в него является дорожно-транспортным происшествием, и водитель автобуса должен был обратиться Госавтоинспекцию, чтобы они зафиксировали данные обстоятельства и возбудили дело.

Падение пассажира в автобусе считается аварией, ее обязаны оформить
По словам юриста, в полиции должны были завести административное дело:
— Здесь наверняка будет как минимум средний, а может быть, и тяжкий вред здоровью. В дальнейшем могут уголовное дело завести в отношении водителя, который управлял автобусом.
Полиция должна составить протокол, и именно водитель должен доказать, что это не он осуществил причинение вреда здоровью этой гражданке.
— В противном случае его ждет лишение прав, а в случае тяжкого вреда может быть и ограничение свободы. После того как пострадавшая получит решение суда, либо протокол об административном правонарушении, она обратится в страховую компанию перевозчика и получит свое возмещение за причиненный вред здоровью.
Если подтвердится, что водитель после падения действительно не вызвал на место происшествия сотрудников Госавтоинспекции, то это тоже будет считаться нарушением закона:
— Сам факт того, что водитель автобуса не вызвал на место сотрудников Госавтоинспекции, указывает на то, что он скрылся с места ДТП. И по этому факту должно быть еще одно дело возбуждено. За это его тоже могут лишить водительских прав.
Юрист отмечает, что в отсутствии видеозаписи и билета нет ничего страшного:
— То что видеозаписи нет, это нормальная ситуация для пострадавшей. У полиции есть инструменты, чтобы привлечь виновное лицо к ответственности и без нее. Они должны провести судмедэкспертизу, она покажет, когда и при каких обстоятельствах была получена травма. И потом уже сама транспортная компания должна будет доказывать, что это произошло не по их вине. Кроме того, при ДТП страховой случай наступает при причинении вреда здоровью пассажира, а наличие билета не играет никакой роли.
По словам юриста, перевозчики в таких ситуациях часто пытаются избежать ответственности из-за больших штрафов:
— Это стандартная линия защиты перевозчика. За травмы пассажиров и моральный вред компенсации большие, и они максимально будут стараться претензии пострадавших нивелировать и отказать. В такой ситуации пострадавшей необходимо активнее работать с полицией для того, чтобы получить все необходимые документы для привлечения виновных лиц и получения возмещения.
Лев уточнил, что размер компенсации зависит от степени тяжести и этих компенсаций тоже может быть две. Одна от страховщика транспортной компании — за травмы, а вторая от самой транспортной компании — за моральный вред.
— Если мы говорим про страховую компанию-перевозчика, то это может быть выплата до 2 миллионов рублей. За конкретную травму и степень ее тяжести положена определенная сумма, например за перелом бедра положена выплата от 80–300 тысяч рублей. В амбулаторных либо в стационарных картах опишут подробно те травмы, которые пострадавшая получила, дальше она с ними обращается в страховую компанию и получает возмещение. Кроме того, она имеет право претендовать на возмещение морального вреда. Здесь уже надо обратиться с претензией к перевозчику после того, как будет наказан водитель, и эта сумма тоже будет зависеть от степени вреда здоровью. В добровольном порядке обычно никто не возмещает, в судебном порядке эти суммы всегда взыскиваются.

Что говорят в полиции
В УМВД корреспонденту 29.RU сообщили, что разбираются в произошедшем:
— Возбуждено административное производство по факту дорожно-транспортного происшествия, в котором пострадал человек.
Редакция продолжит следить за развитием событий.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.