—ветлана не смогла подобрать этой кукле им€ и решила, что это просто ЋЄтчик 
—ветлана не смогла подобрать этой кукле им€ и решила, что это просто ЋЄтчик 

—еверодвинка —ветлана Ѕагрецова делает не просто фигурки собак в костюмах.  аждую она стараетс€ наделить личностью. ћастер изучает характер породы и передаЄт его в своей кукле через одежду и детали. —ветлана обожает лабрадоров, настороженно относитс€ к бойцовским породам и в каждой собаке ищет черту, в которую можно влюбитьс€.

¬идео:  ристина ѕолева€

«—только собак сделать надо»

—ветлана Ѕагрецова — сама собачник, поэтому делает только фигурки собак. ≈Є перва€ и сама€ любима€ игрушечна€ собака — еЄ лабрадор Ѕерта.

— ќна жила у нас 11 лет. ¬ прошлом году, к сожалению, еЄ не стало. ќна, наверное, мой вдохновитель.  уклу € сделала три года назад в подарок дочке. ќна уже тогда окончила институт, переехала жить в другой город и очень скучала по Ѕерте. ѕотом был подарок плем€ннице, котора€ тоже уехала в ћоскву и тосковала по своему питомцу. » мне понравилось. «десь такой простор дл€ творчества! ѕород собак очень много, и они все разные, — рассказывает мастер.

—ветлана Ѕагрецова с любимой куклой Ѕертой
—ветлана Ѕагрецова с любимой куклой Ѕертой

ѕоследние три года —ветлана делает только собачек. ј с кукольным ремеслом вообще она познакомилась п€ть лет назад. —начала делала много разных кукол: текстильные, шарнирные, куклы-реплики, мишек. «”ченический» период прошЄл в северодвинском клубе под руководством »рины „ерепановой:

— я увидела заметку в газете. “ам говорилось про изготовление авторских кукол. я решила попробовать. «аписалась на курсы. я попала к замечательному мастеру »рине „ерепановой. — тех пор € осталась в клубе. “ам — среда единомышленников, и это вдохновл€ет. Ќаедине с компьютером было бы не так.

—ветлана говорит: ей легче изображать морды собак, чем лица людей. »ной раз хочетс€ кому-то в подарок сделать традиционную куклу в человеческом обличье, но некогда: «еще столько собак сделать надо». ’удожественного образовани€ у женщины нет. –аботала инженером, но сейчас занимаетс€ только кукольным творчеством. ¬ этом еЄ поддерживает семь€ — муж и дочь.

¬сего —ветлана изготовила 15 больших авторских кукол в виде собак
¬сего —ветлана изготовила 15 больших авторских кукол в виде собак

—начала лепишь их инструментом стоматолога, а потом они сами себе костюм выбирают

—ветлана делает в основном статичных кукол на жестком каркасе. ” таких руки-ноги, а точнее, лапы неподвижные. »спользует запекаемый пластик «Ћивинг ƒолл» или самоотвердевающий пластик — паперклей. ѕоследний можно найти в —еверодвинске. ќстальные материалы — в том числе ткани, инструменты, краски — —ветлана покупает, когда ездит на выставки в ћоскву.

— ѕо ощущени€м, «Ћивинг ƒолл» более пластичный, легче подвергаетс€ обработке, из него проще делать мелкие детали. —начала делаешь полузапЄк, тогда можно что-то добавить или убрать.  огда сделан полный запЄк, тогда уже ничего не изменить. Ќо всЄ индивидуально. Ќе сказать, что какой-то материал лучше, всЄ зависит от предпочтений. Ќо тут разница в технологии. — паперклеем надо быстро работать: он застывает,  — объ€сн€ет —ветлана.

јкриловые краски, стоматологические инструменты, заготовки — так выгл€дит процесс создани€ куклы
јкриловые краски, стоматологические инструменты, заготовки — так выгл€дит процесс создани€ куклы

¬ создании кукол используютс€ специальные инструменты, большинство из них — стоматологические. »х покупают в магазинах медтехники. ѕриспособление, похожее на маленькую вилочку или щЄтку с длинной ручкой, нужно дл€ того, чтобы нанести «узор» шерсти. «аготовки головы, лап и хвоста мастер формирует из фольги, затем наносит паперклей или пластик. ќтдельно готовитс€ жЄсткий каркас тела из проволоки. Ќа заготовке головы прорабатываютс€ глаза, нос. ѕрикрепл€ютс€ уши. “екстурной пастой прорабатываетс€ шерсть. » после этого заготовки сушатс€. —ледующий этап — раскрашивание. —ветлана предпочитает акриловые краски на водной основе. √оворит, с оттенками шерсти нужно «поиграть», чтобы передать объЄм и натуральные цвета.

«онтики, шл€пки и прочие аксессуары —ветлана тоже делает вручную
«онтики, шл€пки и прочие аксессуары —ветлана тоже делает вручную

— ¬сЄ это соедин€етс€ с телом куклы. ѕотом € занимаюсь костюмом. ¬ыкройки делаю пр€мо по кукле, шью сама на живую нитку. я никогда не рисую заранее эскизов костюмов, всЄ приходит в процессе работы. ’отела недавно сделать боцмана-ротвейлера в тельн€шке, в бушлате. Ќо что-то не то, чувствую. ¬ результате получилс€ мистер ƒжеральд — совсем другой: в пальто, в цилиндре. »ногда как будто куклы сами выбирают костюм. ѕохоже на мистику, но что-то такое есть.

Ћабрадоры-аристократы и бойцовско-музыкальное трио

—ветлану вдохновл€ет мода XVIII–XIX веков. »деи подсматривает в интернете или в книгах. Ќо чаще всего образ рождаетс€ от конкретной породы собаки.

— —ама€ любима€ и сама€ лучша€ порода, € считаю, — это лабрадор. » сейчас € задумала проект «Ёти милые лабрадоры». “ам будет несколько героев — девочки и мальчики — в очень красивых старинных костюмах. ¬ красивых плать€х, бархате, кружевах прогуливатьс€ на природе. Ћабрадоров хочу сделать по типу будуарной куклы, как мой пудель јдель. ” куклы м€гкое тело, набитое опилками, ножки — на шарнирных соединени€х, ручки на проволочном каркасе, поэтому двигаютс€, — показывает —ветлана.

’удожнице не нрав€тс€ бойцовские породы, но она считает, что они колоритные и лепить их должно быть интересно. —ветлана хочет собрать кукольное бойцовское трио. ¬ него войдут крепкие реб€та: доберман, бультерьер, питбуль. ¬ лапах у них будут контрабас и гитары.

’обби, похожее на работу

ћногих кукол —ветлана делает дл€ себ€. ј потом они наход€т хоз€ев. Ќапример, так произошло с таксой. Ѕыла пара: мальчик и девочка. »х —ветлана Ѕагрецова возила на осеннюю выставку в ћоскву. ћальчика-таксу она отдала в благотворительный фонд, помогающий дет€м.

— —егодн€ поступил заказ на такую же куклу, — рассказывает мастер. — ƒевушка увидела на выставке эту пару и захотела одну себе. — куклами € езжу в ћоскву уже четыре года. Ќедавно был салон авторских кукол на “ишинке, весной там же проходит «Ѕал кукол». Ёто крупные международные выставки. “уда ход€т коллекционеры, которые присматриваютс€ к работам мастеров.

Ёту таксу —ветлана назвала √ердой
Ёту таксу —ветлана назвала √ердой
—ветлана говорит, что далматинец получилс€ у неЄ не сразу
—ветлана говорит, что далматинец получилс€ у неЄ не сразу

—ветлане не жалко расставатьс€ со своими творени€ми. ј к зан€тию относитс€, как к хобби, хот€ тратит врем€ и силы на него ежедневно, будто это работа:

— —начала задумывалась, сколько вкладываю в это денег. Ќо потом пон€ла: € не ремесленник, € не могу на поток это поставить. ’от€ вижу, что люд€м больше нравитс€. Ќо хочетс€ делать дл€ души. ƒочка вообще не разрешает мне продавать, ей жалко расставатьс€ с куклами. ј у мен€, когда работа подходит к концу, уже в мысл€х другой проект. ѕриходит новый образ, новый любимец.

’удожница подсчитала, что уже сделала 15 больших кукольных собак, не счита€ маленьких статуэток и сувениров. —ебестоимость каждой игрушки она не рассчитывает, но купить еЄ можно за 10 тыс€ч рублей. ƒл€ коллекционной куклы это очень недорого, известные мастера запрашивают намного больше.