За последние десятилетия в Архангельской области освоены практически все лесные территории, прилегающие к уже развитой инфраструктуре – поселкам и селам, железнодорожным станциям и автомагистралям. Лесозаготовитель уходит все дальше в лес – иногда на 200–300 километров от населенных пунктов. Для того, чтобы леспромхозы в глубинке Поморья функционировали, нужны развитые транспортные артерии, поэтому сейчас в поселках региона, где есть лесозаготовительные предприятия, появляются все новые и новые дороги, которые в первую очередь служат нуждам леспромхозов и, конечно, местным жителям.
Дорожному строительству в ООО «Шалакушалес», входящему в холдинг «Титан», уделяется первостепенное внимание. Дорожно-строительный участок укомплектован техникой: грейдерами, экскаваторами, бульдозерами и самосвалами. Группа компаний «Титан» ежегодно обновляет технический парк предприятий. В 2015 году на эти цели было выделено 800 миллионов рублей. В этом году – порядка 250–400 миллионов рублей. Будет закуплена лесовозная, лесозаготовительная и дорожно-строительная техника.
ООО «Шалакушалес», расположенное в Няндомском районе Поморья, ежегодно тратит средства на строительство и содержание дорог. В 2015 году предприятием на эти нужды было выделено 28 миллионов рублей.
«Данная дорога будет круглогодичного действия, будет служить для освоения лесфонда – она связывает пункт заготовки леса и пункт отгрузки», – рассказал генеральный директор ООО «Шалакушалес» Сергей Леушев.
Только за минувший год на шалакушской земле появились десятки километров дорог круглогодичного действия. Их главное назначение – доступ к лесным делянкам, кроме того, трассы служат нуждам местных жителей, а также хороши в противопожарном отношении. Для строительства лесных дорог предприятием была приобретена новая техника – бульдозер Komatsu, экскаваторы Volvo, грейдеры John Deere. Она снижает затраты на содержание дорог, к тому же такая техника надёжнее, меньше требует ремонта.
Но одной только отсыпки трассы мало, на летних дорогах приходится производить ямочный ремонт, проводить оканавливание обочин, чтобы магистраль не стояла в болоте, грейдировать. Кроме того, по словам Сергея Леушева, дополнительные трудности дорожным строителям создают бобры. У них нет проектов и согласований, но на речках и ручьях строятся плотины, из-за которых поднимается уровень воды и, как следствие, подтапливаются дороги.
«Как говорится, лес везут дороги, поэтому мы большое внимание уделяем строительству и содержанию трасс. Во всех предприятиях компании "Титан" на эти цели в 2015 году было потрачено 230 миллионов рублей, в планах на 2016 год затратить еще 300 миллионов. Мы живем на Севере, у нас огромное количество водных ресурсов, поэтому мы содержим и строим мосты административного назначения, поддерживаем их в надлежащем состоянии», – рассказал директор по контролю за деятельностью лесозаготовительных предприятий ГК «Титан» Алексей Крупцов.
Всего в минувшем году ООО «Шалакушалес» было построено 60 километров дорог. Местность досталась строителям сложная.
«Техники у нас достаточно, в бригаде работает 12–15 человек. Участок, где ведется заготовка леса, достался сильно заболоченный, поэтому дороги техникой оканавливаются. Столько километров дорог приходится строить, потому что разбросанность делянок у предприятия большая», – отметил начальник шалакушского лесопункта Николай Михайлов.
Более чем в 100 километрах от Шалакуши находятся делянки, где сейчас ведутся работы. Вся сеть дорог нужна для того, чтобы обеспечить связь между пунктом заготовки и пунктом отгрузки древесины. Десятки километров новых технических трасс появятся здесь и в 2016 году, для того, чтобы лесовозы достигли труднодоступных делянок.
Новая техника – харвестер Volvo и форвардер Komatsu как пушинки переворачивают огромные деревья, легко очищают от веток и ровными штабелями укладывают для дальнейшей отгрузки. Как отмечают сами операторы машин, с такой техникой работается легче и быстрее. Освещение, установленное на машинах – мощные светодиодные лампы – позволяет комфортно работать и в сумерках, а в управлении техника податливей и «умней».
Сейчас во всех леспромхозах ГК «Титан» стартовал «дорожный сезон». Для шалакушского лесозаготовительного предприятия необходимо наличие сухих и ровных дорог, именно по ним леспромхозу необходимо перевозить более 250 тысяч кубометров леса в год.
Фото: Фото автора