События минувшей недели комментирует один из самых уважаемых и известных священнослужителей Архангельской области, руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии, протоиерей Евгений Соколов.
1. В Архангельской области завершилась горячая пора лесных пожаров. На ваш взгляд, почему этим летом регион стал чрезвычайным из-за пожаров?
– В Святом Евангелии сказано, что перед Вторым пришествием будут природные катаклизмы, будет явное проявление гнева Божия, но люди не обратят на это никакого внимания. В прошлом году пожары истребили жилые поселки в Брянской области, хотя, например, в Белоруссии ничего не пострадало. Можно было понять, что это именно гнев Божий, предупреждение, что живем мы неправильно. Но главным для всех оказалось получить страховку, некоторые губернаторы даже говорили, что пожары поддержат индустрию строительства, появятся деньги, новые рабочие места. И никто не пришел в церковь и не сказал: «Господи, прости нас! За наше маловерие, за то, что мы, будучи крещеными, нарушаем данную в Крещении клятву». Любящий отец наказывает своих детей, если они творят что-то непотребное. Эти пожары – следствие неправильного духовного устроения нашей жизни.
Когда Архангельск был накрыт смогом, многие благочестивые люди обратились к правящему архиерею с просьбой благословить совершение молебна о ниспослании дождя. Сколько было иронии, сарказма, издевательств по этому поводу. И что же? Послужили молебны, участвовала в них хорошо если одна тысячная населения области, а то и меньше. И Бог показал, что Он нас не оставил. Оказалось достаточно один раз отслужить молебны, чтобы Бог нас услышал. Дождь, гроза, погода переменилась, и с тех пор дожди идут регулярно.
2. В Плесецке коммунисты открыли памятник Ленину. Это произошло впервые после распада СССР. На ваш взгляд, как можно охарактеризовать это явление – возврат к прошлому, новая мода или что-то иное?
– Коммунисты поставили в центр бытия человека. Его разум, волю они считали главным средством построения рая на земле. Им нужны были и свои кумиры, свои языческие «боги». Как в Древнем мире язычники ставили статуи своим «богам», так и в прошлом веке коммунистические лидеры ставили памятники своим.
Протоиерей Евгений Соколов родился в 1951 году в поселке Волошка Коношского района Архангельской области. После демобилизации приехал в город Новодвинск и работал в отделе Автоматизированных систем управления крупнейшего в Европе Архангельского целлюлозно-бумажного комбината (АЦБК) до 1997 года. В 1997 году рукоположен в дьяконы, а в 2000 году – в иереи. В 1996 году поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2001 году. Поначалу служил в Покровском храме города Новодвинска. В 2001 году переведен в Коношский район в поселок Ерцево настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией матери. Осенью 2003 года переведен настоятелем домового храма при Поморском государственном университете в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также назначен руководителем миссионерского отдела Архангельской епархии.
Сегодня мы смотрим на Владимира Ульянова трезво, нас не заставляют повторять идеалистические восхваления в его адрес. Мы понимаем, что этот человек был порочен, жесток. В Мировой войне желать поражения своему правительству, потом развязать гражданскую войну, русские против русских – как же надо ненавидеть свою страну! Если бы для победы мировой революции потребовалось принести в жертву 90 процентов населения России, большевики пошли бы на это. А скольких жертв стоила неудачная экономическая политика – военный коммунизм, продразверстка, НЭП? А ведь за всем этим стоял именно Ленин. Говорят, что большевики имели благие намерения. Это действительно так. Но благими намерениями мы очень часто мостим дорогу в одно не очень хорошее темное место.
Однако, разумеется, нельзя заставить не любить. Я думаю, что те, кто сегодня ставит памятник Ленину, искренни. В еще более страшном, бездуховном современном мире они ищут какую-то опору, им нужны какие-то идеалы. Это ностальгия по прошлому, пусть небогатому, но социально стабильному. Люди, молодость которых прошла в советское время, зачастую мечтают вернуться в тот мир ― стабильный, спокойный, хотя и совершенно убогий в духовном отношении. И возводят памятник Ленину, не понимая, что его начинания и привели к современной разрухе, ведь это его «воспитанники» делали перестройку.
3. На мировых финансовых биржах паника, говорят о новом витке кризиса. Как вы считаете, какой может быть сценарий развития ситуации для нашей страны?
– То, что в финансовом, экономическом плане мир идет к концу, я думаю, было понятно всем. Уже более 30 лет самая большая и сильная экономика мира, американская, живет в долг. Можно жить в долг год, два, три, но потом все же надо остановиться и снизить свои потребности. Жить надо по средствам. Но сегодняшний мир этого делать не хочет. Дело не только в Америке: Япония потребляет почти в два раза больше, чем производит, то же самое касается всей Западной Европы. Человек развращен сытостью. Еще Солженицын предупреждал, что человечеству нужно ограничить свои желания, иначе земля не выдержит, что мы и видим сегодня. Никто не готов отказаться от комфорта.
Я всегда говорил, что лозунг «хлеба и зрелищ» приводит государство к распаду. Но сегодня по этому принципу живет весь мир, а значит, весь мир обречен на распад. Собственно, это приближение того апокалипсиса, о котором нас предупреждает Священное Писание. Сначала экономический крах, потом политическая нестабильность, а что нас ждет после – об этом даже страшно подумать. Сценарий был предначертан тогда, когда человечество стало потреблять больше, чем производить. Долги рано или поздно приходится платить, а сегодня весь мир влез в долг, наступает время расплачиваться.
Больной умирает, а вокруг него собрались люди, которые вместо того, чтобы попробовать его реанимировать, пытаются взять с него последнее, до золотых зубных коронок. Последняя попытка взять хоть что-нибудь еще с умирающего мира. Вот до какого озверения человечество может дойти.
Фото: Фото Павла КОНОНОВА