Сегодня комментатором событий прошедшей недели выступает министр имущественных отношений Архангельской области Михаил Мазуренко.
Мазуренко Михаил Николаевич родился 15 декабря 1971 года в Северодвинске. Окончил Севмашвтуз (1996 г.), Северо-Западную академию государственной службы (1999 г., специализация «Финансы и кредит»). В 1990-1997 гг. работал в ПО «Северное машиностроительное предприятие», с 1997 г. – в администрации Северодвинска (специалист отдела цен и тарифов Управления экономики, специалист по вопросам аренды имущества, начальник отдела аренды муниципального имущества КУМИ, заместитель председателя КУМИиЗО, начальник отдела по организации работы с собственниками жилья Комитета ЖКХ, транспорта и связи). С апреля 2011 г. – министр имущественных отношений Архангельской области.
– Правительство региона совсем недавно приняло законопроект, образно называемый «о земельных участках». Закон будет вынесен в ближайшее время на сессию областного собрания. На ваш взгляд, он действительно снизит коррупционную составляющую в земельной сфере?
– Закон, по которому полномочия по распоряжению земельными участками были переданы на уровень региональной власти, был принят депутатами областного собрания в 2007 году. За четыре года его действия наработана практика его применения. С учетом этой практики мы разработали поправки к закону. Да, нововведения, прежде всего, направлены на снижение коррупционных рисков путем четкой регламентации действий органа государственной власти, распоряжающегося земельными участками, и органа местного самоуправления – мэрии Архангельска – осуществляющего градостроительную политику. Законопроект предусматривает также уменьшение сроков принятия решений региональным министерством имущественных отношений, что немаловажно для заинтересованных лиц.
Изменения коснутся и граждан, использующих земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства. Приобрести в собственность такой участок будет гораздо проще.
– Областное правительство и мэрия Архангельска спорят, у кого больше прав распоряжаться землей в Архангельске. Сейчас депутаты Архангельской гордумы хотят вновь вернуть себе эти полномочия. Как вы считаете, как оптимальнее управлять землей в областном центре?
– Как это часто бывает, большая часть ответа уже содержится в вашем вопросе. Неслучайно федеральное законодательство предусматривает возможность закрепления полномочий по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена, на территории областных центров за региональной властью. Как я уже сказал, соответствующие полномочия закреплены за областным министерством уже четыре года, и сегодня можно сделать вывод, что существующая двухуровневая система принятия решений о распоряжении земельными участками в Архангельске оптимальна.
При этом заявитель обращается за предоставлением участка только в министерство через систему «одного окна». Далее прохождение рассмотрения документов в органе местного самоуправления осуществляет минимущество. Такая система призвана обеспечить взаимный контроль двух уровней власти и служить интересам застройщиков и граждан, которые зачастую не совпадают. Примеров расхождения интересов застройщиков и граждан, проживающих вблизи объектов строительства, в Архангельске достаточно. Принятие окончательного решения на уровне региональной власти происходит с учетом интересов всех сторон.
– Согласно недавним изменениям в федеральном законодательстве, семьям, имеющим трех и более детей, предоставляются преференции в части получения земли под индивидуальное строительство. Как это изменит жизнь многодетных семей?
– В соответствии с поручением президента РФ и губернатора Архангельской области министерством имущественных отношений был разработан проект областного закона, предусматривающего однократное бесплатное предоставление земельного участка многодетной семье для целей индивидуального жилищного строительства.
Законопроект будет рассмотрен в окончательном варианте на сентябрьском заседании областного собрания депутатов.
Семьи с тремя и более детьми получат следующие права:
безвозмездно приобрести в собственность земельный участок, на котором расположен жилой дом, принадлежащий многодетной семье;
без участия в торгах и безвозмездно получить право аренды земельного участка или приобрести его в собственность под индивидуальное жилищное строительство и (или) ведение личного подсобного хозяйства.
Мы уверены, что реализация этого закона не только позволит улучшить жилищные условия многодетных семей, но и в целом положительным образом отразится на социально-экономическом благополучии таких семей.