Руководитель ГИБДД Поморья Алексей Максимов отвечает на наиболее актуальные вопросы, интересующие автомобилистов.
– Одна из ключевых идей реформы технического осмотра заключалась в том, чтобы исключить ГИБДД из процесса контроля техосмотра в рамках борьбы с коррупцией. Согласно недавно внесенному в Госдуму законопроекту, разработанному при участии страховщиков, ГИБДД снова получит часть контрольных функций. Каковы ваши предположения на этот счет?
– С вступлением в силу нового закона «О техническом осмотре» появились возможности для водителей, не проходя технического осмотра, приобретать полисы ОСАГО, и, как следствие, появление большого количества неисправных транспортных средств на автомобильных дорогах, а это в конечном итоге приведет к увеличению количества и тяжести последствий при дорожно-транспортных происшествиях. В связи с чем, на мой взгляд, наделение сотрудников Госавтоинспекции полномочиями по привлечению водителей к административной ответственности за управление транспортными средствами, не прошедшими государственного технического осмотра, станет наиболее действенной мерой, направленной на исправление сложившейся ситуации.
– Российский союз автостраховщиков предложил изменить систему обучения водителей таким образом, чтобы во время подготовки к экзаменам будущие автомобилисты учились пользоваться европротоколом – упрощенным порядком оформления ДТП без участия полиции. Умеют ли водители договариваться между собой?
– Действительно, соблюдение условий европротокола позволяет оформлять ДТП без участия сотрудников ДПС. Это происходит в случае, если происшествие некрупное, а участники ДТП (которых обязательно должно быть не менее двух) согласны с оценкой обстоятельств. Кроме этого, не должно быть пострадавших, а участникам ДТП причинен только материальный ущерб, сумма которого не более 25 тысяч рублей, Кстати, сейчас в Государственной думе подготовлен законопроект, в соответствии с которым предлагается увеличить эту сумму до 70 тысяч рублей. Возможно, в ближайшем будущем так и произойдет.
Алексей Иванович Максимов родился в 1960 году. В 1982 году окончил Архангельский лесотехнический институт. Службу в органах внутренних дел начал в феврале 1987 года с должности инженера отделения по организации движения отдела ГАИ УВД Архангельского облисполкома. В апреле 1994 года назначен начальником отделения организации движения и дорожной инспекции межрайонного отдела ГИБДД при УВД города Архангельска. На протяжении 13 лет (1996–2009) руководил межрайонным отделом ГИБДД при УВД по Архангельску. В октябре 2009 года назначен на должность начальника управления ГИБДД УВД по Архангельской области. Женат, воспитывает двух сыновей и дочь.Если все эти условия соблюдены, только тогда можно обойтись без участия сотрудников полиции. Водители самостоятельно заполняют схему ДТП установленного образца и обращаются в свою страховую компанию для возмещения ущерба, минуя Госавтоинспекцию.
С одной стороны, удобство налицо, ведь водителям понадобится гораздо меньше времени на оформление аварии, не придется ждать сотрудников ДПС, тратить время на заполнение многочисленных документов. Но тем не менее российские, в частности архангельские автовладельцы, не спешат использовать европротокол даже при незначительных ДТП.
Статистики, какое количество людей в Архангельской области оформили дорожно-транспортное происшествие с помощью европротокола, Госавтоинспекция не ведет. Ведь, повторюсь, такие водители, минуя полицию, обращаются напрямую в страховую компанию.
Я считаю, что применение европротокола существенно облегчило бы дорожную обстановку. К сожалению, сегодня очень распространена ситуация, когда из-за мелких ДТП в городе образуются пробки, что доставляет остальным участникам дорожного движения огромные неудобства. Водители вызывают сотрудников полиции даже при незначительных повреждениях автомобиля: разбитой фаре, царапине на бампере.
Думаю, что основной причиной, по которой европротокол у нас «не прижился» и не станет распространенным явлением в ближайшее время, является недоверие граждан к страховым компаниям, которые стремятся любым способом снизить сумму выплат по ДТП. Да и к тому же водителю самому сложно оценить ущерб повреждения, особенно если машина дорогая. Еще одна причина – низкая культура поведения участников дорожного процесса. После ДТП эмоции хлещут через край, тут уж не до мирного урегулирования конфликта, и на вопросы «кто виноват?» и «что делать?» по-прежнему отвечают приехавшие на место ДТП сотрудники Госавтоинспекции.
– Министерство промышленности, транспорта и связи обещало, что жесткий контроль за такси будет осуществляться с 1 января 2012 года. Но поскольку контрольный механизм до сих пор не отлажен и перспективы юридического регулирования работы «шашечного» транспорта не определены, возникает много вопросов. Какой контроль сегодня осуществляет Госавтоинспекция по отношению к такси в регионе?
– С 1 января 2012 года вступили в силу поправки в КоАП РФ, цель которых – упорядочить пассажирские перевозки легковыми такси. К сфере контроля Госавтоинспекции относятся такие нарушения, как незаконная установка опознавательного фонаря легкового такси или окраска автомобиля под такси, а также управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь такси или нанесена соответствующая цветографическая окраска.
Однако, несмотря на то, что статьи Административного кодекса уже вступили в силу, инспекторы ГИБДД смогут применять данную норму в отношении таксистов только после внесения соответствующих изменений в Правила дорожного движения. Поэтому сейчас при надзоре за дорожным движением инспекторы ДПС ГИБДД осуществляют контроль за водителями такси такой же, как и за другими участниками дорожного движения.