– В областном центре подходит к концу сезон дорожного ремонта. Как вы оцениваете итоги проделанных работ?
– Дорожный ремонт по Архангельску еще не везде закончился, но главная проблема ремонтных работ – это позднее проведение аукционов. Подрядные организации не успевают укладывать асфальт в сезон. Кто-то умный сказал, что асфальт в воду укладывать – качественней. Но я четко заявляю: укладывать в дождь – это брак, выброшенные на ветер бюджетные деньги. Аукционы должны проводиться не позже февраля, а лучше – в декабре или январе. При наличии регионального дорожного фонда можно прогнозировать, какие средства нужно потратить на дороги.
Наконец-то начали ремонтировать дворы. Четыре года назад по дворам никак нельзя было проехать. Ведется ремонт только существующего дорожного полотна, но не в полной мере. Параллельно нужно заниматься и парковками, поскольку в Архангельске газоны превратились в стоянки для машин. Организуя сегодня внутренние парковки, можно отобрать немного территории у газонов, иначе мы затопчем свой город автомобилями. Шестьдесят миллионов рублей, выделенные муниципалитету в этом году на дворовые территории и проезды, – ничто. В среднем с такими бюджетами – по прямому расчету – улицы мы будем приводить в порядок столетиями. У нас межремонтный срок на 2011 год составлял 910 лет, на 2012-й – 250 лет.
– Цены на бензин в Архангельске неустанно двигаются вверх. С чем это связано, на ваш взгляд?
– Нужно помнить, что из-за прогрева машины большая потеря нефтепродуктов происходит в пробках. Страна в пробках теряет больше денежных средств, чем выделяется на развитие дорожной сети. Сегодня правительство думает, откуда взять средства на дорожный ремонт. Появилось такое предложение по решению проблемы: увеличить акцизы на нефтепродукты, которые будут перенаправлены в дорожные фонды. Это обеспечит рост числа отремонтированных дорог. В Финляндии и Германии цены на топливо не сравнимы с российскими. В Финляндии бензин стоит 2,5 евро, у нас же и до евро не дотягивает. В Германии 6% от ВВП выделяется на дорожную сеть, в России – 1,5%.
– В Поморье формируется бюджет на 2013 год. Он снова будет дефицитным. С вашей точки зрения, какой объем средств нужно заложить на ремонт дорог?
– К сожалению, сегодня отсутствуют муниципальные дорожные фонды, а ассигнований не хватает. Решение о возникновении муниципальных дорфондов должно быть принято на федеральном уровне. Муниципалы за счет тех региональных отчислений, которые имеют место сегодня, не могут содержать такую сеть. Улично-дорожная сеть – самая загруженная, образуются серьезные пробки. Количество авто растет на 15–18% в год, а сеть остается той же. Нужна реконструкция сети, финансовые средства должны пойти на ее расширение и организацию многоуровневых развязок. Пропускная способность мала, я это четко понимаю, поскольку езжу по городу постоянно. На средства для муниципальных дорог должны идти запросы снизу: из муниципалитета – на региональный и федеральный уровень. Сегодня состояние дорог в городе такое не потому, что мэрия не хочет заниматься ремонтом, а просто сил и средств не хватает.
Фото: Фото с сайта Архангельского областного Собрания депутатов