Сегодня на вопросы в рубрике «Пульс недели» отвечает иеромонах, руководитель отдела по тюремному служению, настоятель храма Святой Великомученицы Варвары отец Даниил (Плотников).
– В Архангельске в последнее время участились ДТП с участием пьяных водителей, которые иногда заканчиваются летальным исходом. На ваш взгляд, какие меры надо предпринять, чтобы уменьшить число подобных ДТП?
– ДТП с летальным исходом всегда предшествуют некие знаки, напоминания. Имеются в виду не только дорожные, но и те, на которые нерадивые водители часто не обращают внимания. Например, кажется, что кто-то «слишком медленно едет», «едет неправильно», «лезет не в свою полосу», «подрезает»…, все это дано человеку испытывать и переживать на себе по причине собственной спешки и раздражительности. Т.е. подобное притягивает подобное. Многие почему-то решили, что Бог имеет власть только там, где Ему разрешено, например в Церкви, а вот весь остальной мир живет по собственным законам, вне Бога. То же думают и об участии дьявола в жизни человека. Но, оказывается, власть Бога везде, а дьявол может влиять не только на людей церковных, но и на тех, кто о нем и знать не желает и о ком можно сказать, что он и Бога не боится, и людей не стыдится. Мир живет не по законам «дьяволова водевиля», или случайности, или совпадения, а подчиняется определенной закономерности. И эта закономерность – нравственная, духовная, действующая наравне с закономерностью материальной, физической.
Человек по своему внутреннему устроению – существо религиозное, всегда ищущее и находящее для себя объект поклонения. Кого (или что) он себе выбрал, тому и будет подчиняться. Надо только правильно воспитать свое «внутреннее устроение». Тогда, сев за руль, человек будет ясно осознавать, что в его руках несколько десятков, сотен килограмм или тонн железа, которое может причинить смертельный вред окружающим. Он поймет, что лучше и безопасней для собственной жизни – уступить, а не добиваться «своего» на дороге, ища справедливости. Поступки вернутся к тебе или обратятся против тебя и твоей семьи – понимание закономерности помогает человеку избегать трагических катастроф, «глупых случайностей» и прочих «несчастных случаев».
– Скептики утверждают, что в Архангельской области происходит передел собственности, который может закончиться уводом стратегических предприятий из региона. Как, на ваш взгляд, можно возродить промышленный потенциал региона, особенно лесной сектор, который когда-то был знаковым для Поморья?
– Я часто хожу в лес и вижу, как работают наши «лесопромышленники». Не все, конечно. Я становлюсь свидетелем откровенного варварства, грабежа, бесчинства. Делянки, вырубки, кварталы часто оставляются в ужасающем состоянии после ухода лесозаготовителей. Причем, это уже стало некой традицией со времен правления советской власти, когда так же давили гусеницами молодняк, стаскивали отвалами, рвали трелевщиками «неподходящую древесину», нагромождая ее в виде «противотанковых ежей». До сих пор я набредаю на делянки советских времен, имеющие вид древней городской свалки. Почему, по какой причине так происходит? Все просто – нет хозяина. Не того, который «по-хозяйски» умеет есть, пить, наслаждаться и гадить, а того, который умеет нести ответственность за то, что ему доверено и отдано в его руки. Только тогда, когда мы начнем учиться быть хозяевами земли, никакие «уводы» не смогут стать причиной потери промышленности, знаковой для Поморья.
– В России в последнее время много говорят о принятии закона о защите прав верующих. На днях Владимир Путин приостановил введение этого закона, посчитав, что его нужно доработать. Ваше отношение к этому законопроекту?
– У меня отношение к законопроекту – ровное. Он никак не может влиять на внутреннюю жизнь Церкви или человеческой души и мои отношения с Богом. Этот законопроект в первую очередь нужен государству для того, чтобы учиться жить в новых условиях, когда верующие люди – те же нормальные члены общества, как и неверующие, и они имеют право на защиту религиозных чувств так же, как и неверующие на защиту материальных ценностей – квартир, машин и дач. И не только в рамках административной ответственности, но и уголовной.
Каждый выбирает себе святыню для поклонения и верного служения ей. Для кого это не Бог, для того – это «все остальное». И если, например, владелец алкогольной торговой точки готов подать в суд только за то, что последствия его деятельности назвали разрушительными, то по какой причине верующие люди не могут законодательно защитить себя и своих детей от бесчинства сексуально-озабоченных женщин на амвоне храма? Если чувствительный ко всему прекрасному художник, в рамках реализации своего творческого потенциала, рубит православные иконы топором и обливает их краской, то по какой причине православный христианин не имеет права защищать свои святыни от кощунственных действий, опираясь на законодательство?
Мы, верующие, не пытаемся законодательно закрепить уголовную ответственность за, например, личное оскорбление меня. Не иначе, как только в рамках действующего законодательства. Евангелие учит тому, что «в мире скорбны будете» (Ин.16,33), и это нормально. Но то, что является общественно-значимой ценностью для множества людей, необходимо защищать от посягательств.
Другой вопрос – формулирование закона. Здесь нужны специалисты в разных областях. Договариваться о терминах, давать определения понятиям, формулировать текст необходимо с участием представителей традиционных религиозных конфессий. Общество уже показало, что оно совершенно не понимает, в чем разница между кощунством, хулиганством, святотатством… и что вообще эти термины обозначают. Нельзя оставлять «светскому» Государству безоговорочное право «регламентировать жизнь» верующих людей. Сапоги должен чинить сапожник, а пироги печь пирожник, а не наоборот. Для того и нужны специалисты, способные помочь далекому от Церкви и веры человеку понять смысловую нагрузку этих слов и разъяснить, как поступать, чтобы не спровоцировать разрушительные последствия для общества и государства.
Фото: Фото с сайта Архангельской митрополии