Сегодня в рубрике «Пульс недели» на вопросы отвечает художественный руководитель Архангельского государственного камерного оркестра Владимир Онуфриев.
– В конце этой недели Архангельск увидит оперу «Ацис и Галатея», написанную Георгом Фридрихом Генделем. Вы принимаете непосредственное участие в ее постановке. Расскажите пару слов об этой опере, каких сюрпризов можно ждать архангельским зрителям?
– Для этой оперной труппы, «Северная Венеция», архангельский спектакль не премьера, эта петербургская антреприза показывала «Ациса и Галатею» и в Питере, и в Москве и даже фактически в двух сценических версиях. Нам уже довольно давно предлагали сделать с ними и «Ациса», и Cosi fan tutte Моцарта, но вот выбор пал на оперу Генделя. Эта очень красивая и, в общем, не такая длинная барочная опера поставлена режиссёром Ричардасом Пинтверисом во вполне современном духе, актёры одеты в современные одежды и у них современные амплуа. Не секрет, что этот приём – перенесение оперного действия в наше время, – применяется во всём мире очень часто. Однако «работает» этот приём по-настоящему только тогда, когда в спектакле речь идёт о каких-то вневременных ценностях. Вот так и здесь: любовь, чистое сердце, соперничество, ревность.... Думаю, что зрителям покажется любопытным, неожиданным и интересным, а кому-то, может, и скандально интересным . Часть оформления Второго акта – весьма смелый коллаж из почти эротических фоторабот, а по касательной проходит тема любви особого свойства... Хотя, спектакль, конечно, не об этом.
– В России в последнее время власть все активней борется с алкоголем. Вводятся различные ограничения и запреты, так с 2013 года после 21:00 купить спиртное в пунктах розничной торговли вообще нельзя, в том числе пиво. А правительство Поморья продолжает борьбу с джин-тониками. Летом 2012 года тоники стали в Поморье напитком нон-грата, потом УФАС их вернула. Сейчас наши депутаты обращаются в Госдуму, чтобы им позволили навсегда избавиться от алкогольных коктейлей. Как вам кажется, насколько действенны подобные запреты, станут ли люди, в том числе молодежь, пить меньше?
– Такая сложная тема... Алкоголь запрещают. А в некоторых мусульманских странах его вообще нет, и что теперь? Кто-то скажет, что Россия страна пьющая в поколениях, но это исторический миф. Сто лет назад не было такой проблемы. Её породили искусственно. Ну, раз породили, то надо и разбираться с нею. Другое дело – как бороться, такое впечатление, что налицо борьба с последствиями, не с причинами. Хотя мне кажется, что наука «статистика» имеет, что сказать положительного по этому поводу. Да, нам всем неудобно (и артистам тоже, кстати, после концерта можно вполне не успеть в магазин, чтоб с коллегами отметить), мне этот запрет неудобен, хоть я и не пью почти, но видимо, вечернее пьянство сократилось. Не берусь сказать. Хотя, тот, кто хочет – запасётся заранее.
– В Архангельске остро стоит вопрос о бездомных животных. Их много, власти братьями меньшими по сути не занимаются. Цигломенский приют никак не могут доделать, по-нормальному отловом бездомных псов никто не занимается, их не стерилизуют. Вялые попытки муниципалитета что-то сделать закончились недавним скандалом, когда зоозащитники обвинили наемных работников мэрии в живодерстве. Как вам кажется, может ли эта проблема как-то разрешиться, что для этого нужно сделать?
– Проблема бездомных животных тоже сродни «пьяной» проблеме – обе они имеют в сопутствующих причинах и безкултурье, и хамское отношение к ближнему, и одичалость от нехватки средств на жизнь. Хотя, у самых бедных и одиноких часто животные лучшие и преданные друзья. Делать должны что-то все вместе. Есть люди-подвижники, инициаторы существования приютов для животных, относящиеся с болью к каждой собачьей судьбе. И государство должно цепляться за таких людей и всячески помогать, спрашивая что, сколько и как нужно. Штука в том, что, наведя тут порядок, мы можем неожиданно для себя навести порядок и в отношении к людям. Хотя, люди у нас такого умиления, как бездомные собаки с их пронзительным взглядом, не вызывают уже давно. Очерствели мы наглухо.