В Архангельске при получении взятки в полтора миллиона рублей был задержан Дмитрий Таскаев – один из самых ярких и неоднозначных политиков региона за последние годы. Прошедший тернистый путь от скромного учителя истории до крупного бизнесмена, от речистого парламентария до заскорузлого чиновника и наконец оказавшийся в символической «геенне огненной» – в плену той самой коррупции, с которой он еще лет семь назад так пламенно боролся.
Это дело о взятке не было бы так интересно, если бы не личность Таскаева. В начале 2000-х годов в Архангельске о его состоянии ходили легенды. Богат, обаятелен и умен, владеет ювелирной фирмой, умеет красиво говорить и нравиться избирателям, которые не устают отдавать ему свои голоса. На депутатской трибуне того периода Таскаев был покруче нынешнего Навального. Помню, с каким гневом он обрушивался на своих коллег-депутатов при обсуждении парламентских привилегий. Тогда Таскаев считал, что депутаты не должны получать вознаграждения и обязаны безвозмездно работать на благо народа. Его выступление подтолкнуло меня к написанию броского заголовка для газетной передовицы – «Охотники за привилегиями».
Потом была ярая и временами жестокая критика серого и невзрачного губернатора Киселева. На его фоне Таскаев смотрелся еще более выигрышно – чем не лидер мнений, этакий архангельский Робеспьер, еще и имеющий в рукаве беспощадные метафоры, унижающие кислый политический истеблишмент. «Да они проголосовали бы за Микки-Мауса, только бы не за губернатора Ефремова» – изрекал он тогда, уничтожая «невеселого молочника» Киселева и не давая ему никаких политических шансов на выживание. Вкупе с тогдашним радикальным мэром Архангельска Александром Донским Таскаев представлял некую контрэлиту, «новых вождей», готовых если не идти на баррикады, то владеть умами протестного и неуживчивого электората. Да и в общении тогда Дмитрий Владимирович был прост, охоч на комментарии для СМИ и реплики по поводу и без.
Все изменилось с приходом «якутского варяга» Михальчука. Именно тогда Дмитрий Таскаев из одного «белого дома» переехал в другой, заняв пост вице-губернатора и руководителя правительственного аппарата. И словно бы подменили некогда либерального до кончика седеющих волос и столь оппозиционного бизнесмена и депутата. Вместо критических пассажей и ироничных оценок появились размеренные высказывания о «необходимости реформы правительства». Таскаев стал органично смотреться среди «гоголевского» и несколько мутного окружения нового губернатора. Он стал своим, таким же винтиком. Но надежда не терялась, все думалось, что Дмитрий Владимирович вот-вот прозреет и поймет, что попал в стан врага.
Надежды окончательно развеялись на первомайской демонстрации 2010 года, когда в ответ на выкрики уличного трибуна Василия Поздеева, призывающего отправить Михальчука в Якутию этапом, вице-губернатор Таскаев, не успев дожевать жвачку, чуть не побил замечательного хирурга Алексея Попова, который вступился за «дедушку Васю». Видеозапись той потасовки разошлась в Интернете и обсуждалась куда больше, чем сама демонстрация. И многие после этого откровенно морщились, подтверждая, что Дмитрий Таскаев очень близок к политическому и общественному самоубийству.
Но как оказалось, это были еще цветочки. Вскоре наш герой перешел на работу в Северный Арктический федеральный университет, заняв пост проректора по «инфраструктурному развитию». Про САФУ и про количество проректоров студенты, преподаватели и журналисты грустно шутили, окрестив верхушку САФУ «Кудряшова и ее 12 апостолов». Шептались о заоблачных зарплатах этих самых проректоров (шутка ли, – при жаловании преподавателя в 20-25 тысяч ректор Кудряшова за 2012 год заработала больше шести миллионов). И потом, многим были непонятны функции Таскаева и другого «колоритного персонажа» Якова Попаренко.
Один, как было уже сказано выше, курировал инфраструктурное развитие, а второй – стратегическое. При этом даже средним ученым бывшего школьного педагога Таскаева нельзя было назвать. Складывалось ощущение, что работа в САФУ еще больше морально надломила любимца женщин и недавнего защитника либеральных свобод. Финал его деятельности в САФУ – это уже некий трагифарс, временами напоминающий «дантов ад» в мещанской миниатюре, а то и вовсе что-то из раннего Бальзака. Так или иначе, политическое самоубийство к великому сожалению, свершилось.
Почему лично мне жаль, что Таскаев как личность перечеркнул сам себя? Да все оттого, что равных ему по уму, обаянию, ораторскому искусству и харизме сегодня в архангельской политической жизни, пожалуй, нет. С другой стороны, не хочется и желать нынешним молодым и перспективным политикам идти вот по такому слишком извилистому пути. Может, оно и лучше, что нет тех самых талантов, – а значит, нет и соблазнов, не будет и разочарований в глазах недавних избирателей.
Вполне может быть, что Дмитрий Таскаев, которому сегодня 54 года, как птица Феникс, возродится из пепла и станет еще чистым и настоящим. Или просто уйдет в тень, как академик-взяточник и блестящий когда-то психиатр Павел Сидоров. Тут уже, остается только наблюдать и делать выводы.
Фото: Фото Юрия ГНАТЮКА