В последнее время политическое поле Архангельской области стало напоминать пустыню. Более-менее яркие фигуры либо покинули наш регион, либо просто ушли в тень. Даже недавно еще дискуссионный, любящий поспорить депутатский корпус больше напоминает болото, в котором редкий народный избранник может стать «кочкой».
В свое время сессии областного Собрания депутатов было посещать интересно, они напоминали древнегреческие состязания в риторике. Лично присутствовал на нескольких сессиях третьего и четвертого созывов периода 2003–2009 годов. Особенно впечатлял третий созыв, в котором блистали политические звезды Дмитрия Таскаева, Александра Иванова, Евгения Зарумы, Михаила Силантьева, Надежды Павловской и многих других. В четвертом созыве зажигали Илья Азовский, Юрий Романов, Александр Новиков, Елена Вторыгина, Василий Баданин, упомянутый уже Таскаев. В пятом созыве пламенных парламентариев практически не осталось, еще задавал тон Новиков, немного выделялись Ольга Епифанова, Надежда Виноградова, Эрнест Белокоровин и Александр Дятлов, остальных было не видно и не слышно. Ну и, наконец, в шестом созыве активными можно назвать пару человек вроде Юрия Шарова и упомянутых выше Белокоровина и Дятлова, и то эти двое ничего нового не предлагают, а в основном одобряют позицию большинства.
У экс-губернатора Анатолия Ефремова было немало сильных соперников, которые не только ему оппонировали, но и могли бы в случае честных выборов занять его пост. В первую очередь это «картонный олигарх» и тогдашний депутат облсобрания, а потом и Госдумы Владимир Крупчак. Как известно, он имел свои ресурсы, в том числе информационные, и наступал на пятки «забронзовевшему губернатору». Другим таким человеком был гендиректор «Архгеолдобычи», будущий губернатор НАО Алексей Баринов, его тоже очень уважали и вполне могли бы выбрать. Свои шансы имели «правый» депутат и коммерсант Дмитрий Таскаев и не потерявший еще влияния депутат и первый спикер архангельского горсовета Александр Иванов.
У следующего, откровенно слабого губернатора Николая Киселева (пришедшего к власти не без помощи упомянутых Крупчака и Баринова) оппоненты были еще более продвинутые. В первую очередь это избранный в 2005 году мэр Архангельска Александр Донской. Ни для кого не секрет, что в схватке «губернатор-мэр» Донскому симпатизировали больше, причем как элиты, так и простые люди. Конкурентом Киселеву оставался Таскаев, чья популярность выросла именно на критике главы региона. Набрал силу лидер местных коммунистов Александр Новиков, расправила крылья ушедшая из облсобрания в Госдуму Елена Вторыгина. Короче, во времена Киселева наблюдать за политической борьбой было крайне интересно.
Зачистка поля началась при следующем губернаторе Илье Михальчуке. Будучи варягом и достаточно авторитарным управленцем, Илья Филиппович убрал с шахматной доски сильных противников. Дмитрий Таскаев перешел работать в правительство, Крупчак отправился в изгнание, отсидевшие в СИЗО Баринов и Донской завязали с политикой и исчезли из региона. Свой голос против Михальчука подавали лишь коммунисты во главе с Новиковым и «Справедливая Россия» в лице Вторыгиной. Однако в сравнении с временами Ефремова и Киселева этих персонажей уже было сложно назвать «ферзями», скорее, что-то среднее между «слоном» и «конем».
Первый срок нового губернатора Игоря Орлова «портил погоду» разве что архангельский мэр Виктор Павленко. Если при Ефремове, Киселеве и даже Михальчуке у главы области было несколько конкурентов, то Игорю Орлову оппонировал единственный Павленко. Правда, информационная война сыграла свою роль: мэр Архангельска, несмотря на активный самопиар, оказался проигравшим. А после выборов осени 2015 года отправился в политическое забвение – в Совет Федерации.
Нынешнюю политическую ситуацию в Поморье можно назвать «временем пешек». У действующего губернатора практически нет сильных оппонентов, поле зачищено до блеска, а если конкурент и появится, то только извне. Именно поэтому очень правильным было бы делегирование на пост ректора САФУ мастодонта от политики Александра Вешнякова, который мог бы составить необходимый противовес Игорю Орлову. Причем, в отличие от экс-мэра Виктора Павленко, он не имеет такого негативного шлейфа за собой. А потому с появлением в Архангельске Вешнякова всегда будет присутствовать интрига, а элиты начнут группироваться не вокруг одного человека, читай губернатора, а разделятся, что было бы вполне логичным.
К сожалению, измельчала и архангельская оппозиция – ни в стане левых, ни в рядах эсеров и «жириновцев» нет фигур не то, чтобы вроде ферзя, но даже «размером со слона и коня». Про «Единую Россию» и говорить нечего, там процветает единодушие, и еще недавно сильные фигуры – Белокоровин и Дятлов спрятали свои амбиции, что стало особенно заметно в момент выдвижения кандидатов в главы Архангельска. На муниципальном уровне у губернатора Орлова тоже нет сильных соперников – новоизбранный архангельский городничий Игорь Годзиш еще пока не имеет веса, а северодвинский глава Михаил Гмырин представляет из себя «уходящую натуру», другие главы МО практически незаметны. Таким образом, реальный конкурент – король или ферзь может прийти только извне. Типа названного выше Вешнякова. Или кого-то еще, выборы в Госдуму покажут.
Нам же остается вспоминать те жаркие политические времена, когда было интересно наблюдать и гадать – кто может выиграть в этой непростой, но весьма интригующей шахматной партии...
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com