Послание с человеческим лицом или наоборот — далекое от человека? Те, кто слушал, по-разному оценивают сегодняшнее выступление Игоря Орлова перед Архангельским областным собранием депутатов. Губернатору почти не хлопали, сам он частенько запинался. В воздухе будто повис вопрос: «А про мусор что скажет?» И сказал — но в самом конце. После рассказа о том, как область будет реализовывать национальные проекты по велению президента.
Игорь Орлов построил послание как «комментарии на комментарии», перечислив нацпроекты, о которых говорил Путин, и дав поручения по каждому из них региональным министрам.
— Сегодня мы выходим в такое социальное пространство, приоритетом в котором являются не экономические и технологические категории, а человеческое измерение. Об этом говорил и президент в послании Федеральному собранию, — прочитал с бумажки губернатор.
Начал с демографии, объяснив, что успех этого национального проекта зависит от параллельной реализации всех остальных.
— Особенно важны меры, направленные на охрану здоровья матери и ребенка. Благодаря планомерной и комплексной работе на протяжении нескольких лет в Архангельской области удается достигнуть снижения показателей младенческой смертности. Министру здравоохранения необходимо продолжить работу по поддержке межрайонных центров родовспоможения. Одним из условий достижения основных целей является повышение рождаемости до уровня, необходимого для воспроизводства населения. Достижение такого уровня возможно только за счет вторых и последующих рождений, — сказал Орлов.
Губернатор заявил о создании в области не менее 10 служб ранней помощи детям до трех лет с нарушениями в развитии. И так перешел к теме здравоохранения. Органам местного самоуправления он предложил обратить внимание на соцподдержку медиков. Региональный сосудистый центр, работающий в первой городской больнице Архангельска, ждет переоснащение. В районах должны открыть первичные сосудистые отделения. Аплодисменты — очень нерешительные — раздались где-то из центра зала, когда Игорь Орлов рассказывал о трех мобильных детских технопарках «Кванториум», которые отправят в районы. Как можно догадаться, речь зашла о нацпроекте «Образование». И здесь «вектор работы» в ближайшие годы — создание «цифровой образовательной среды». Перейдя к культуре, Орлов вспомнил о Годе театра, но какой-то конкретики в связи с этой темой слушатели так и не дождались:
— Год театра будет насыщен культурными событиями, имеющими стратегическое значение для повышения престижа региона. Безусловно, все события вписываются в идеологию национального проекта «Культура», который предполагает максимальную доступность всех культурных благ, участие самих граждан в создании культурных ценностей.
О том, что Архангельск потерял Арктический форум, который вот-вот стартует в Петербурге, Игорь Орлов умолчал. Но мусорную тему он обойти не мог: она держит в напряжении жителей области вот уже полгода. Он попросил правительство области прекратить «танцевать»: пора запускать мусорную реформу, Архангельская область и так отстает от других регионов страны. К концу 2019 года региональные власти должны принять решение по Шиесу. Документы к этому времени должен предоставить «Экотехнопарк».
— Мы за общественный контроль. Если есть нарушения законодательства, то подключаются надзорные правоохранительные органы, если нет или их устраняют в соответствии с требованиями, то проект продолжается. Иначе доиграемся, — добавил Орлов.
Всё это слушали депутаты областного собрания, Архангельской городской думы, чиновники разного уровня. Мы попросили нескольких из них прокомментировать выступление губернатора. И здесь мнения разошлись — кто-то посчитал нынешнее послание «человечным», а кто-то настаивал, что к человеку и реальности, в которой этот человек живет, слова губернатора не имеют отношения.
— Что по медицине, что по социальной защите населения — возражений принципиальных нет. Конечно, это всё нужно воплощать, — говорит депутат областного собрания от «Справедливой России» Алексей Кувакин. — Вопрос заключается в том, что есть некоторые нестыковки с теми цифрами, которые проходят у нас в областном бюджете. Очень эмоциональное у губернатора было окончание. То, что касалось экологической безопасности. В очередной раз мы слышим, что власть должна действовать. «Власть — инвестор», а мнение населения, что оно не согласно с теми подходами, которые региональная власть нам сегодня предлагает, здесь не было сказано вообще ничего. В очередной раз свои просчеты региональная власть пытается списать на пиар неких политических сил. Но на улицы выходят по 30 тысяч человек. Это вполне реальные граждане, которые не согласны с тем, что происходит. То, что активисты зарядили эту идею с раздельным сбором мусора и заставили муниципальные власти эти заниматься, назвать это псевдоэкологическими акциями, я считаю, это неуважение к людям, которые начали решать проблему экологической безопасности у нас в регионе.
— Сегодняшнее послание значительно отличается от всех предыдущих. Прежде всего, по содержанию, — заметила депутат облсобрания от КПРФ Надежда Виноградова. — Послание не могло вобрать в себя федеральный тренд — это нацпроекты. Основным фактором нацпроектов является благосостояние людей, повышение уровня жизни людей, всё, что касается здравоохранения, образования. И в основу поставлено это. Мы все ждали, большое внимание хотелось уделить экологии. Экология — это одна из тем, в которой начались противоречивые проблемы. И сегодня, мне кажется, проблема власти — профессионально их решить. К сожалению, сегодня смотрят сквозь пальцы на проблему, отворачиваются, уходят от диалога. Не было диалога власти с обществом. Обнажение этих проблем должно дать толчок. Я бы назвала это посланием с человеческим лицом. Если раньше для нас сложно было определить акценты, то сегодня ключевым фактором было благополучие региона. Деньги для этого, мы видим по итогам года, есть.
— Все благие намерения и пожелания, которые озвучил губернатор в послании, могут разбиться о прозу нашей жизни. Если губернатор ставит перед муниципалитетами задачи, то депутаты и главы муниципальных образований должны понимать, на какие средства будут реализованы данные поручения, — считает заместитель председателя Архангельской городской думы Александр Гревцов. — Сегодня усилия областной власти направлены на повышение устойчивости регионального бюджета. Это позволяет сокращать, например государственный долг. С одной стороны, хорошо. Но за счёт чего это происходит? За счёт снижения устойчивости муниципальных бюджетов и их всё большей зависимости от региональных властей. То есть города и районы вынуждены жить в дефиците и надеяться на благосклонность областных властей. Это неправильно. Каждый муниципалитет должен видеть свои перспективы и понимать, за счёт каких средств он будет эти перспективы достигать.
Поэтому сейчас перезрел вопрос выстраивания межбюджетных отношений в регионе в пользу муниципальных бюджетов. На уровне муниципалитетов должно оставаться больше заработанных на их территории средств. Так живёт весь цивилизованный мир, но в послании об этом не было сказано ничего.
Неприятно удивила та часть выступления, которая касалась строительства полигона для захоронения мусора из Москвы в Шиесе. Во-первых, губернатор Орлов наконец-то признал, что это «его» инвестиционный проект, а во-вторых, он по-прежнему считает, что вопрос Шиеса политический, предложил «не танцевать, а работать». Такое впечатление, что губернатору дают неполную картину того, что происходит с общественным протестом в Ленском районе. Люди там не танцуют, а плотной стеной стоят вокруг Шиеса и не дают свершиться беззаконию. Можно только посоветовать съездить главе региона в Шиес и встретиться с «народным ополчением», чтобы понять, что политики в этом гораздо меньше, чем кажется издалека. Врачи, учителя, рабочие, многодетные мамы, которые никогда не участвовали в политической жизни и не будут в ней участвовать после окончания «шиесского противостояния»… Их волнует будущее родной земли, края, в котором они родились, выросли и прожили всю свою жизнь.
— Он говорил понятные и естественные слова. Но они не никак не согласуются с той действительностью, которую мы видим, когда выходим на улицы наших городов и поселков, — комментирует координатор Комитета гражданских инициатив в Архангельской области Андрей Чураков. — Реальность сегодня настолько существенно отличается от той картины мира, которую нам сегодня презентовал Игорь Орлов, что у меня складывается впечатление: либо Архангельская область будет жить без губернатора, либо губернатор не ставит себе задачи спуститься на землю из того виртуального мира, в котором он пребывает, и разобраться в той проблематике, которая в Архангельской области есть. И еще один момент хотел бы отметить. Игорь Анатольевич у нас рассказывает о том, что у нас есть какие-то перспективы, допустим, в развитии культуры в Архангельской области. И он перечисляет количество табуреток, которые они купят для дворцов культуры. Но он совершенно не говорит о том, как будет развиваться тот театр, в котором он выступает. Как будет себя жить коллектив этого театра, как будут себя чувствовать те народные коллективы, которые сегодня выживают в Мезени, Лешуконье или Каргополе. За этими словами, которые он сегодня произнес, я не вижу людей. Я вижу материальные ценности: здания, сооружения, мосты, дороги, табуретки. И вот эта система, когда наши чиновники мыслят объектно-ориентированно — так это по-научному называется, а не субъектно-ориентированно, ведет в никуда. Послание губернатора может быть на 100 процентов выполнено, но для жителей Архангельской области ничего не изменится. Потому что наша власть о людях не думает, она думает о деньгах, о кубометрах, о квадратных километрах и, наверное, еще о собственном благополучии.
На самом деле мне жалко Орлова чисто по-человечески. Потому что последние, как минимум, два года его деятельность сопровождается постоянными конфликтами и провалами. Как сказал мой хороший коллега, рейтинг плинтуса в Архангельской области на два пункта превышает рейтинг губернатора. С одной стороны, он обязан что-то говорить. С другой стороны, складывается впечатление, что он сам не понимает, что зачем он это делает. Отсюда его заикание, какое-то нервное поведение. У человека внутреннее противоречие, в нем нет убежденности, когда он произносит это послание. Ну и как после этого мы будем относиться к тому, что он сегодня наговорил, если он сам не верит в то, что он говорил. Как сказал в свое время изумительный и очень добрый художник Митя Шагин, которое создал такое движение художников «Митьки»: «Нарисуй картину, которая понравится тебе. Тогда есть маленький шанс, что она понравится кому-то еще». Вот Игорь Анатольевич рисует ту картину, которая ему самому не нравится, в которую он не верит. Наверное, ему не надо быть художником в этом качестве.
Элла Микушева