Для тех, кто не попал на антимусорный митинг в Архангельске, мы собрали реплики, которые объясняют, почему в дождливую погоду площадь Терёхина была наполнена людьми разных возрастов и интересов. Одни пришли поддержать протест, которому в этом году исполнился год, — речь, конечно, о Шиесе. Но кроме него повестка расширилась и другими темами. Что говорят северяне?
«Надо строить по современным стандартам»
— Людей пока мало, — отметил перед митингом краевед Владимир Витков, — но дело не в штрафах и арестах, аресты, наоборот, людей ободрили. Я думаю, люди еще соберутся, не менее тысячи точно будет.
— Я пришел сюда защищать Русский Север от грязи, — говорит пенсионер из Архангельска. — Природа у нас хрупкая, пусть перерабатывают у себя в Москве. Строят заводы и решают проблему с мусором. А у нас своего хватает.
— Я обеспокоен экологической ситуацией в регионе, — говорит Дмитрий, представитель экодвижения «42». — И против строительства проекта «Шиес». И против политики государства, которая ведет к уничтожению своего народа. Мне кажется, что строить что-то глобальное на окраине — невыгодно, обычно подобные безопасные объекты строятся в центре больших городов. Надо строить по современным стандартам, в центре города, как это делается в Швеции, Норвегии. Чтобы заводы мусор получали и сразу его перерабатывали. Я сам уже начал разделять мусор и не считаю, что это сложно. АМПК в Архангельске собирает сырье и брикетирует, а потом продает тем, кто перерабатывает.
— Я считаю, что нужно приостановить строительство полигона на Шиесе для московских отходов, — комментирует депутат городской думы от фракции КПРФ Александр Гревцов. — Второй момент — нам нужно все-таки что-то решить, что делать с Нёноксой, потому что сегодня вопрос о том, почему испытания оружия с источником таким, как ядерное топливо, идут вблизи населенных пунктов. Оставлять все здесь и доплачивать людям за риски? Переносить на другое место? Все это нужно обсуждать с населением.
«Все реки будут заражены. Все будет загажено»
— Я родился и вырос в Урдоме, прожил там 50 лет, и тут Москва, не спросив никого, решила все загадить, — говорит Александр, житель Урдомы. — Народ у нас при этом живет лесом. Охота, рыбалка, грибы. И народ встал. Да еще как. Он поднял всех вас, да и всю страну. Когда шли бензовозы через Урдому, вышли все. Дома остались только старики и дети. Как в войну. Спасибо всем, кто ездит на Шиес. Только вместе мы сила. Шиес наш.
— На 30-м километре М-8 власти организовывают свалку для трех городов, — говорит эколог Владимир Попов. — Полигон для утилизации и захоронения, но это все не так. В Архангельске есть мусороперерабатывающий завод, как он работает, совершенно непонятно, так, скорее всего, будет и на М-8. Проводили митинги, но власти, кажется, нас не слышат. Все свалки почему-то строятся возле водоемов. В нашем случае озеро Холмовское и озеро Лахтинское. Сегодня мы уже не можем пить воду из озера — и цвет, и запах. Рыболовное хозяйство работает с нарушениями закона, но это никто не контролирует. Нет свалке на 30-м километре. Мы за чистоту!
— Многие ли знают, что на Бревеннике собираются строить инсинератор для сжигания смешанного мусора? — спрашивает Александра Шевченко, жительница острова Бревенник. — Там даже фильтры не предусмотрены, а ведь это же рядом с Архангельском. Такие инсинераторы планируют построить еще и на Кярострове, что тоже рядом с Архангельском, в Ластоле, еще в Вознесенье, — на островах в дельте Северной Двины. Это же все реки будут заражены. Все будет загажено. 500 метров от жилого дома разрешают строить этот инсинератор. Разве можно это допустить? Я встречалась со специалистами из Дании, они были в ужасе. У них глаза были круглые: «Так это же и к нам приплывет!»
«На фоне импотентности власти»
— Варварская деятельность человека в лесах и заповедных территориях, бесконтрольное потребление ресурсов и производство одноразового пластика приводят не только к глобальной проблеме мусора, который волнует каждого из нас, но и к изменениям климата, — отметили на митинге представители движения «42». — Шиес — это лишь верхушка айсберга. Легкая и тяжелая промышленность без участия должной экологической экспертизы, неразумное природопользование и низкая экологическая образованность населения приводят к тому, что мы забываем о проблеме изменения климата.
— Бессрочный протест на площади Ленина действует, мы хотим, чтобы власть видела, что, несмотря на все обещания заморозить проект, проблема Шиеса никуда не исчезла, — говорит Мария Истомина.
— 65 тысяч голосов было подано против строительства мусорного полигона на Шиесе. Вы слышали, что это мнение учтено? — спрашивает экоактивист Юрий Чесноков. — Я предлагаю на фоне вот этого бездействия и импотентности власти начать работу по созданию в каждом районном центре Архангельской области чрезвычайного экологического комитета. Так мы сможем людей самоорганизовать и выявить реальные проблемы — например, где есть нелегальные свалки. Мы на нашем региональном уровне можем повлиять на федеральную повестку дня. Мы можем так же как и Алтайский край стать пилотным регионом, который будет инициировать федеральный референдум, который позволит нам отменить муниципальный фильтр, чтобы мы сами могли выбирать губернаторов. Ввести прямые выборы всех органов власти!
«Мы инициируем импичмент в областном собрании»
— Социальные опросы показывают — северяне не стали лояльны к московской свалке, и никакие подачки, подарки, стройки, ремонты не помогли, — говорит депутат Архангельского областного собрания от партии «Справедливая Россия» Ирина Чиркова. — Нам навязывают, что это не решение региональных властей, а воля свыше. Так вот нет — по закону это прямая ответственность главы региона и его команды. Но он наплевал на нашу экологию, на наше с вами достоинство и здоровье, а значит, мы считаем, что он должен уйти в отставку. И если в ближайшие месяцы такого решения из федерального центра не последует, мы инициируем импичмент в областном собрании.
— За этот год нам удалось добиться пересмотра территориальной схемы, которая изначально была принята без нашего решения. Второе — вахты на Шиесе не позволяют продолжать строительство, которое идёт в противовес интересам населения области. От нас ушёл ненавистный «Экоцентр» который не смог предложить того, что хотят люди. Наша работа не бесполезна, — считает депутат Архангельского областного собрания от той же партии Алексей Кувакин.
— Нас штрафовали, нас забирали в полицию, нас стращали и запугивали, — вспоминает минувший год депутат Архангельской городской думы и представитель КПРФ Александр Афанасьев. — Мы были на митингах, мы вели шествие 7 апреля. Мы много раз были на Шиесе и лицом к лицу противостояли тем, кто хочет загадить нашу землю. За этот годы мы поняли: не нужно бояться, все в наших силах. Нас никто не поставит на колени! Вы должны почувствовать дух Шиеса, потому что там — свобода, там — народовластие, и там — запах того, что нас не победить! Вы должны быть на Шиесе!
«Хотите увидеть "шелупонь"? Советуем посмотреть в зеркало»
— Все помнят ночь с 14 на 15 марта, прозванную в народе «ночью бешеного экскаваторщика», — говорит со сцены активист Владимир Когут. — В ту ночь я пострадал, мне были нанесены тяжкие телесные повреждения, меня пытались убить. Мною было написано заявление в полицию о покушении на убийство, которое до сих пор не рассмотрено, дел никаких не возбуждено. Хочу сделать публичное заявление: рассмотреть эти дела, взять на контроль. Требую публичного освещения этого дела.
— Губернатор Орлов себя ведет как барин с челядью, — считает экоактивистка Ольга Школина. — Но давайте ему напомним, что он человек, проваливший все проекты в области. Он губернатор с самым низким рейтингом губернатора в России. Игорь Анатольевич, если вы хотите увидеть «шелупонь» — советуем вам посмотреть в зеркало. И да, мы хотим, чтобы вы покинули нашу область, потому что на своей должности вы не сделали для неё ничего хорошего. Вы посмотрите: у нас всё больше силовиков, и всё меньше учителей. Наши полицейские едут на Шиес, чтобы обеспечивать разгрузку топлива с вертолёта на незаконной стройке. Прячутся за радаром, когда ЧОП избивает людей. Позор такой полиции! Горжусь, что я дочь лётчика, а не полицейского.
«Мы не знаем, чем нам аукнутся испытания»
— По поводу Орлова всё понятно — политический труп. Но если мы будем требовать отставки — его посадят на другое тёплое место. Нам нужно требовать люстрации Орлова, — заявил на митинге член гражданского сообщества «Общее дело» Егор Бутаков и добавил про организацию полиции. — Нужно понимать разницу между полицейскими и мусорами. Полицейские защищают свободу, они защищают людей, Конституцию, наши права — они молодцы. А есть мусора, которые крутят людей на митингах, избивают дубинками, фабрикуют административные и уголовные дела просто за присутствие.
— Ни одна мать больше не захочет пережить то, что каждая из нас пережила 8 и 9 августа, когда мы из интернета, из ограниченных источников узнавали, что у нас произошёл ядерный взрыв, — вспоминает архангелогородка Марина Петрова взрыв под Нёноксой. — Все знают, что когда проходят испытания, кто у нас несет ответственность? Главнокомандующий. Что в это время он делал? Он раскатывал на мотоцикле, как хохочущий карлик и клоун. Ему просто было наплевать, он не приехал сюда узнать об этой ситуации. До сих пор мы не знаем всей правды. Мы ищем в интернете, чем грозят эти испытания, какие болезни могут нас преследовать. И сейчас, через пять, через десять лет, мы не знаем, чем нам это аукнется. Им всем наплевать.
О том, как проходил митинг, вы можете также посмотреть в нашем фоторепортаже и видеоролике с самыми запоминающимися моментами акции. А кроме того, в этот день на площади задержали трёх экоактивисток, и в тот же день провели над ними суд.