На днях «Новая газета» опубликовала на своем сайте шутливый комикс «Дух Шиеса против мусорного духа». В нем по замыслу авторов события показаны с точки зрения госпропаганды: за протестами по комиксу стоят Марк Цукерберг и Грета Тунберг. Рисунки вызвали неоднозначную реакцию у аудитории. Некоторые защитники Шиеса посчитали недопустимым так шутить о протесте. Один из возмущенных экоактивистов Александр Песков в своей колонке рассказывает, почему ему лично не понравились рисунки.
У каждого из нас есть свой круг средств массовой информации, откуда мы ежедневно узнаём свежие новости. Для кого-то это пара телеканалов и еженедельная газета, для другого — три-четыре новостных сайта, некоторые ограничиваются заголовками в сводке интернет-поисковика. Лично я придерживаюсь страниц сетевых изданий в социальных сетях, иногда для разнообразия могу и онлайн-трансляцию федеральных телеканалов включить.
Можно чего угодно ожидать от телевидения — сегодня оно практически полностью контролируется государством, любые протесты против действующей власти замалчиваются или показываются сквозь призму негатива. Не нужно надеяться на освещение волнующих тем в крупнейших федеральных газетах и интернет-изданиях. Даже на региональном уровне, например в Архангельской области, чтобы пробить информационную блокаду, нужно постараться. Трудно замолчать многотысячный митинг или нетипичное судебное решение.
Уже сейчас у читателя этой колонки может всплыть вопрос: ради чего я пишу об очевидном? Вся Россия узнала о протестах вокруг Шиеса именно благодаря публикациям в СМИ. И это были не кричащие заголовки, а вполне простые сводки — в таком-то месте строится такой-то объект для приёма такого-то объёма отходов, против этого в таких-то городах с таким-то количеством участников проходят протестные акции. Главный принцип журналистики — объективность, но я опишу случай, когда мне, как и тысячам северян, пришлось столкнуться с противоположным явлением. Никогда ранее меня не разочаровывали СМИ, которые заслужили серьёзное доверие.
Да, никто не застрахован от ошибок — некачественного контента или публикации непроверенной информации, — но заранее осознавать возможную реакцию целевой аудитории посильно любому журналисту. К тому же в том СМИ, о котором будет идти речь, работа осуществляется командно. Рассматриваемый нами материал создан несколькими авторами, прошёл не через одни руки редакторов, но при этом вышел в свет.
Те, кто застал жизнь в СССР, помнят политические карикатуры в журналах об ужасных империалистах. Это вполне соответствовало идеологическому направлению той эпохи. Сегодня этот жанр используется редко, да и законы другие — близко принявший к сердцу прототип карикатуры может обратиться в суд. Так, например, было недавно с депутатом Северодвинского городского совета Валерием Сербой — в мае этого года факт изменения политической ориентации народным избранником был подан газетой с проведением неприличной аналогии, судебные разбирательства продолжаются до сих пор.
8 декабря я обратил внимание на не вписывающийся в обычную ленту материал «Новой Газеты», размещённый на сайте издания. Это был комикс о протестах вокруг Шиеса. Почему он меня взволновал?
Во-первых, я считаю это оскорблением. Смеяться, безусловно, нужно, но и у юмора тоже есть свои рамки. Как не принято негативно отзываться об умершем, так и не нужно высмеивать события, в которых десятки безоружных людей получили травмы и ранения, а несколько других людей стали подсудимыми.
«Не нужно высмеивать события, в которых десятки безоружных людей получили травмы и ранения, а несколько других людей стали подсудимыми»
Особенно необычно оказаться персонажем комикса активисту, которому пришлось покинуть свою родную страну из-за уголовного преследования. Как чувствует себя человек, вынужденный оставить жену и детей, чтобы спасти себя от возможного тюремного заключения?
Во-вторых, такие материалы разжигают ненависть к определённым группам лиц. «Православные опять победили "зелёных"», — подытоживает персонаж, прототипом которого стала Грета Тунберг — шведская школьница, ставшая вдохновителем всемирного молодёжного экологического движения. Что хотел сказать этим автор?
Некоторые могут вспомнить трагедию в Париже, которая произошла в январе 2015-го. В офис редакции Charlie Hebdo ворвались вооружённые террористы «Аль-Каиды»* и расстреливали всех, кто попадался им на пути. Charlie Hebdo — еженедельный журнал политической сатиры, высмеивающий карикатурами не только политику, но и религию, в том числе и ислам. Атаку спровоцировала карикатура на лидера «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации. — Прим. ред.). Ранее журнал публиковал комиксы о жизни пророка Мухаммеда. Для европейского читателя это забава, для мусульман — богохульство, а для радикальных исламистов — грубейшее оскорбление. Погибли 12 сотрудников, из них 5 были карикатуристами. Вряд ли в редакцию «Новой» кто-то будет вламываться и возмущаться, а тем более стрелять из автомата. Северяне — мирные, легко прощающие обиду люди. Сегодня мало кто это обсуждает, а о самом комиксе уже завтра все позабудут. И это невзирая на то, что для некоторых Шиес стал чуть ли не смыслом жизни.
Но ведь Charlie Hebdo является литературно-художественным журналом, а «Новая Газета» — общественно-политическим вестником с оппозиционной и правозащитной направленностью. Политическая сатира — это весьма необычный приём для «Новой».
«Что это было: попытка привлечь внимание аудитории к себе новым форматом, подлить масла в огонь или качественно отработать чей-то заказ?»
Я не журналист и не обозреватель, но не настолько слепой, чтобы не отличить едкую насмешку от пропагандистского продукта. Этот комикс не высмеивает те или иные изъяны обеих сторон конфликта, а формирует устойчивый образ контролируемых Западом протестующих и местных жителей — «аборигенов», осуждающих любые достижения цивилизации. Кроме того, напрягает фактаж в деталях — авторы либо потеряли границы между реальностью и выдумкой, либо за основу взяли заведомо неправдивую сводку.
Приведу один из тезисов, разработанный германскими национал-социалистами: «Пропаганда должна воздействовать больше на чувство, чем на разум, так как масса в сущности имеет женственный характер, поэтому чувства доходчивей размышлений». Что предложит редакция «Новой» своему читателю завтра?
Согласны с автором?
* Запрещена в РФ