Сегодня, 27 января, пользователи интернета из Архангельской области и за ее пределами активно обсуждают в соцсетях забавный и в то же время неприятный случай, — «митинг» снеговиков в одной из деревень, на который обратила внимание полиция. Пока люди продолжают клеить в фотошопе абсурдные коллажи по теме, мы связались с Еленой Калининой, которой пришлось не до смеха, — полицейские нагрянули прямо в деревню Зачачье, отобрали у «митингующих» плакаты и увезли архангелогородку в отделение.
Зачачье — небольшая деревня в Холмогорском районе, она находится в 180 километрах от Архангельска, а живет там всего около 100 человек, в том числе и Елена Калинина, которую мы не впервые упоминаем в текстах на 29.RU.
Елена Калинина — активный участник шиесского протеста, она отстаивала в судах право на проведение референдума о запрете ввоза отходов в Архангельскую область, была одной из организаторов крупного митинга и шествия 7 апреля 2019 года в Архангельске. Сейчас она живет в Зачачье.
Снеговики появились в деревне на обочине главной местной дороги 26 января. По словам Елены, идея слепить их пришла спонтанно — «просто была хорошая погода». В тот же день Елена опубликовала на своей странице во «ВКонтакте» пост с фотографиями. С этим она связывает и внимание полиции.
— Видите, я же активист, причем очень активный в свое время с Шиесом. Поэтому наши страницы отслеживают всё время. Всё, что мы пишем, видимо, имеет какое-то влияние, и вот так они отреагировали. Сами таким образом раскрутили тему. А я не планировала это публиковать везде, только на моей странице опубликовано было. Я не закидывала фотографии в группы, не было желания раскрутить это как огромную новость. Но полиция посчитала по-другому и решила раскрутить, — рассказала Елена.
Применять силовые методы полицейские к снеговикам не стали — лишь отобрали таблички. Елене сказали, что их отправят на лингвистическую экспертизу, а ее пригласили проехать в отделение в Емецке.
— В участке особо ничего не происходило. Решили взять объяснения, но не получилось, так как я взяла 51-ю статью Конституции (право не свидетельствовать против себя. — Прим. ред.) и всё, этим закончилось. Мой отказ оформили, и я уехала. Продолжалось это где-то полчаса. Что мне хотят вменить, они не говорили, потому что они сами не знают. Надо же понимать, что это не те полицейские, которые в крупных городах как в Архангельске, где у них есть некий опыт работы с протестными настроениями. Это обычное сельское отделение, где нет никаких протестных процессов, поэтому у них нет опыта.
«Участковый почитал кодекс при мне, попытался одну статью, другую, но ничего не подходит»
И постоянно, пока мы разговаривали, ему звонили, наверное, с областного центра начальники, советовали, как составить протокол. Но они тоже никакой конкретики не дали, какой статьей и каким образом квалифицировать это действие, — рассказала Елена.
В итоге протокол составлять не стали, и Елену отпустили. С Емецка до Зачачья около 8 километров, и за Калининой пришлось ехать мужу на машине. Что будет дальше, Елена не знает.
— Мне сложно сказать, чем дело кончится. Тут сложно предвидеть. Сейчас в этой ситуации полиция выглядит не очень красиво в глазах общества. Продолжать эту тему и все-таки заводить какой-то протокол, какое-то дело — это выглядеть будет еще смешнее. Если они сами тему продолжат, она так не утухнет, их же руками будет поддерживаться. Будет правильнее, если бы они замяли и дальше не продвигали. Но я думаю, здесь полицейских пожурят и отправят протокол составлять. Они же в принципе сами понимают, что глупое дело. Это не их инициатива была. Я акцентирую внимание, что это не жалоба населения их спровоцировала, не они сами приехали и решили пресечь что-то, это распоряжение сверху из Архангельска, — считает Елена.