
Диванно-телеграмные конспирологи и читатели московского политизированного фейсбука неожиданно узнали о далекой архангельской станции Шиес, где московская мэрия планирует разместить полигон для хранения мусора. Почти одновременно в нескольких телеграм-каналах и у нескольких фб-блогеров появились посты, о том, как доверчивых жителей глубинки используют для накачки протеста либо коварные олигархи, либо экологи, получающие западные гранты.

Ситуация это довольно показательная. Если на заре появления телеграм-каналов в них действительно можно было обнаружить какие-то инсайды политической жизни (хотя и тогда их было немного), то сейчас любой внимательный читатель понимает, в чью пользу какой канал работает, какой пост явно размещен по заказу, для чего он нужен — понимает, и листает дальше. В фейсбуке дружным размещением постов против кого-то (или, наоборот, за кого-то) давно прославились тусклые звезды ЖЖ — Ортега, Максим Кононенко и Павел Пряников. Телеграмщикам и фейсбучникам в одну и ту же минуту приходят одни и те же мысли, которыми те спешат поделиться со своими читателями. Со стороны выглядит смешно, но заказчикам почему-то нравится. Посты прокручиваются, но бюджеты на размещение мутятся. Наиболее абсурдными выглядят тексты о региональных политиках, конфликтах и протестах. Жил себе анонимный автор телеграм-канала играми кремлевских башен, усилениями и ослаблениями групп Школова, и тут бац, всплывает в нем вице-губернатор Свердловской области Тунгусов, виновный примерно во всех смертных грехах и даже больше. Открываешь фейсбук — а там штатный разоблачитель Навального вдруг тоже переключается на Тунгусова. Сразу становится понятно, что может и не такой уж плохой этот вице-губернатор, а враги его, которые задумали зачем-то рассказать о нем диванному политологическому сообществу, люди не самые умные. «Что мне Тунгусов? Что ему Тунгусов?» — задумчиво листает экран смартфона читатель.
Сейчас ему приходится узнавать о том, какие блага вместе с мусорным полигоном в Шиесе свалились на Архангельскую область, как неблагодарные жители не понимают своего счастья, и как их глупостью пользуются коварные беглые бизнесмены Крупчак и Успасских (в другом изводе люди просто не способны понять, какие блага их ждут). О кознях олигархов пишут Максим Кононенко, Станислав Яковлев, телеграм-каналы «Политджойстик», «Антискрепа» и «Медиатехнолог». Авторы каналов «Караульный» и «Мышь в овощном» предпочитают тему невиданного до того в архангельской глубинке прогресса, который местным невеждам несет эко-парк, ой, мусорный полигон.

«Погодите, — отвечают инвесторы, — Так это же и ваш мусор тоже. Вы же производите мусор? И куда его девать? А нам без разницы, — отвечают люди, — Везите его куда подальше от нас. Ну, везут. А там, куда везут, начинается то же самое. Ну то есть тупик. Хотя, повторюсь, переработка мусора — хороший современный высокотехнологичный бизнес. Рабочие места, всё такое. Новая жизнь для тех же архангельских деревень. Но нет, стоят насмерть. Почему?» — задается проклятыми вопросами Максим Кононенко, который явно не утруждал себя просмотром карты, — мусора немногочисленные жители Урдомы производят немного, там нет строительного бума, гектары эко-технопарка им точно не нужны.
Ответ на свои вопросы Кононенко знает: оказывается, народ мутят олигархи Крупчак и Успасских, живущие за границей.
«Вот каждый раз когда видите "экологических активистов", мутящих местное население (уж сколько было таких историй), — так точно знайте, что за "активистами" стоит какая-нибудь сидящая за границей скотина», — подталкивает читателя к выводу Кононенко.
Еще резче пишет Ортега (он же Станислав Яковлев). «Паханы бежали, а их местные быки, гопота — остались. Эти-то быки и изображают сейчас "гражданскую активность"», — творчески подходит к написанию поста фб-блогер. В комментариях он заверяет, что «народ там пока что вообще ни при чем. Может — будет при чем, может — так и продолжит безмолвствовать».
Во времена войн славных блогеров с Тунгусовым я придумал пост на основе цитаты из фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», начинающейся со слов «у нас было…». Далее перечислялось, что же герои захватили собой в поездку. «Единственное, что меня беспокоило — это эфир. В мире нет никого более беспомощного, безответственного и безнравственного, чем человек в эфирном запое. И я знал, что довольно скоро мы в это окунёмся», — заканчивалось крылатое выражение. Сначала этим беспомощным и безответственным были дружные посты против до того малоизвестного широким кругам регионального чиновника, потом я стал следить, как фб-блогеры (с параллельными кампаниями в телеграме) кого-то хвалят и кого-то разносят. Каждый раз находилось что-то более беспомощное и безответственное. Долгая дорога размещений привела телеграмщиков и платных фейсбучников в буквальном смысле в помойку, где им, в общем-то, самое и место.

Да, протесты против мусорных полигонов в Архангельской области — дело довольно сложное. Например, в том же Северодвинске тысячи людей беспокоит совсем не Шиес, а Рикасиха, хотя жителей Урдомы там понимают и сочувствуют. В Архангельске сильны общие протестные настроения, на это недовольство и накладывается привоз московского мусора. Конечно, есть политики, которые это недовольство используют, но на то они и политики.
Вместо того, чтобы хотя бы попробовать разъяснить людям, что их ждет, зачем им вообще этот полигон, строители полигона и помогающие им власти проводят липовые общественные слушания со свезенными из Коми участниками, и тратят достаточно серьезные суммы на размещение постов в фб и телеграме (каждый стоит от 30 до ста тысяч рублей). Читают их люди совершенно далекие от Шиеса и Крупчака. Кстати, скорее всего, администрация Архангельской области к «размещалову» отношения не имеет — у региональных властей неплохие отношения с Крупчаком, и поливать его грязью перед столичной аудиторией в доме с оленем вряд ли хотят. Что можно предложить неловким московским мастерам веерного размещения? Позвать Ортегу, Кононенко и анонимных (а есть и неанонимные — например, канал «Политджойстик» принадлежит политтехнологу Марату Баширову, «Антискрепа» — экономисту Никите Кричевскому) телеграмщиков в Урдому на гастроли. Пусть расскажут людям, какой у них медвежий угол — самое место для московского мусора, поведают, как народом манипулируют Крупчак и Успасских, что протестуют только «быки и быдло». Можно было бы организовать и отдельные выступления 3 февраля — Ортегу в Шиес, Кононенко в Северодвинск, «Политджойстика» с «Антискрепой» в Архангельск. На эту славную гастроль я бы и сам посмотрел, может, после нее соцсети бы стали чище от дружных мыслей по команде сверху.
Андрей Перцев