Участники Национально-освободительного движения (НОД) провели одиночные пикеты в поддержку поправок в Конституцию у здания правительства области. Они настаивают на приоритете российского законодательства над международным.
О целях и причинах пикета рассказал корреспонденту 29.RU участник пикета Роман Голыгин. По его словам, в недавнем послании «Верховного главнокомандующего» Владимира Путина содержался «очень важный посыл российскому обществу»:
— Он предложил пересмотреть некоторые статьи Конституции касаемо самого главного, на наш взгляд. Мы — это Национально-освободительное движение, — уточнил Роман. — На наш взгляд, главное касается нашего суверенитета. Той вещи, которую мы утратили в районе 91–93 годов прошлого века. Когда распался великий Союз, и вместе с Союзом у нас отобрали суверенитет. Это право самим решать, как нам жить. Ввели множество статей Конституции, президент о них пишет. Правда, ключевые он не затронул, потому что они в первой части Конституции, они не меняются. Это 13, пункт 2 — это вопросы идеологии, а значит, цели нам запрещены как народу, как обществу. И 15, пункт 4 — это приоритет международного права над национальным. Эти две статьи пока не затронуты, но все просто. Но мы же входили в это состояние поэтапно. Как минимум три референдума было по этому поводу. У людей сначала отобрали хлеб, а потом предложил «Пепси-Колу», джинсы и жвачку. Народ повелся на это и был обманут очень жестоко, я считаю.
По мнению Романа, сейчас впервые с 1993 года россиянам дается возможность сказать, как они хотят жить. Он имеет в виду народное голосование по поправкам в Конституцию.
— Да, там есть большая социальная составляющая, мы это понимаем. Но тому есть причина: люди замкнуты на кармане, на желудке, на холодильнике. Это называется потребление. Люди в состоянии потребления не способны мыслить категориями суверенитета, — объясняет участник пикета.
В первой половине дня в одиночные пикеты вставали еще двое северодвинцев, но потом они уехали на работу. Остался Роман, он раздавал газеты прохожим и общался с ними.
— Молодежь реагирует странно. Говорят, что референдума не будет, — замечает он. — Так дело не в референдуме. Как не назови этот процесс — референдумом или всенародным голосованием — суть не меняется. В обществе обсуждали, что закон говорит о разных вещах, но это формалистика правовая. Потому что они по сути не отличаются. Старшее поколение одобряет, берет газеты. Люди со значками «За Шиес» — да, тяжело с ними. Но они соглашаются, что страна имеет колониальный статус, что олигархат является наместником современной системы и управляет ею. А молодежь не видела Союз. Они не понимают, что за состояние духа народа было.
Роман Голыгин выразил недовольство тем, что в Архангельской области общественные слушания по поправкам в Конституцию если и проводятся, то скорее для галочки.
Между тем противники поправок в Конституцию несколько раз пытались согласовать пикет в центре Архангельска, но безуспешно.