RU29
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Архангельске

Погода+2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как 0

1 м/c,

вос.

760мм 100%
Подробнее
USD 92,01
EUR 98,72
Недвижимость Домострой КИЧиться интерьером

КИЧиться интерьером

Определение «стиль китч» появилось относительно недавно и означает оно новомодную категорию интерьеров. Основной идеей китча является насмешка над историей и художественными традициями, вкусами и стилями...

Определение «стиль китч» появилось относительно недавно и означает оно новомодную категорию интерьеров. Основной идеей китча является насмешка над историей и художественными традициями, вкусами и стилями.

Как правило, люди, которые окружают себя китчем, даже не подозревают об этом. Если они и слышали где-то это слово, то значение его им неизвестно. Между тем неплохо бы знать, что «китч» (в другом звучании – «кич») переводится с немецкого как «безвкусица и дешевка». И вряд ли бы обитатели китчевых интерьеров обрадовались, если бы поняли, чем на самом деле является их стиль. Но всегда существует определенное количество людей, которым нравится ставить окружающих в недоумение, свергать авторитеты. Такие люди в любую эпоху, мягко говоря, оригинально одеваются и столь же оригинально обставляют свое жилье. Так что китч как стиль присутствует постоянно.

В основе китча лежит стремление человека «пустить пыль в глаза», показаться богаче и солиднее, чем он есть на самом деле. Если раньше, до появления массового штампованного производства, осуществить это было достаточно сложно, то на рубеже 19-20 веков такая возможность появилась. На рынок выплеснулась масса дешевых подделок под дорогие респектабельные вещи, с помощью которых наивные потребители кинулись сооружать у себя дома «богатые апартаменты». Идея оказалась настолько проста и эффективна, что любители внешних эффектов с удовольствием пользуются приемами китча по сей день.

Китч – это смесь реального ретро и фантазий о нем. Однако в идеале эти фантазии должны все-таки иметь природное чувство меры и художественного вкуса. Цветовая гамма китча предусматривает все что угодно: от ярко-розовых тонов до ядовито-зеленых и фиолетовых. Последнее время лидирует агрессивный красный цвет, а также золотой, белый и черный. Как правило, китч рождается от чрезмерного богатства и пресыщенности или, наоборот, от вопиющей, бросающий вызов бедности. Но в любом случае, это стремление эпатировать, таким образом проявив свою неординарность.

Китч от богатства рождается еще и как реакция архитекторов на необходимость следовать вкусам некоторых заказчиков, имеющих специфическое представление о стиле и красоте. Когда все попытки профессионала-дизайнера убедить такого заказчика в рискованности воплощения в жизнь его пожеланий не увенчаются успехом, тогда и появляются в типовых городских квартирах псевдоантичные колонны, портики и кариатиды, причем в самых неожиданных местах, например, в дверном проеме. Иногда, возможно по иронии архитектора, атланты и кариатиды имеют и портретное сходство с хозяевами жилища.

Такой китч, возникающий от неумелого подражательства благородным образцам, уходит своими корнями в далекое прошлое. Это стиль интерьера провинциальных дореволюционных гостиниц, стремящихся походить не иначе, как на «Асторию» в Петербурге. И тогда бархат заменяют на плюш, позолоченные багеты – на толстые лепные рамы, покрытые бронзовой краской «под золото», а «картины» заказывают у базарного мастера, с непременным сохранением сюжета. Мраморные барельефы стен и колонн можно нарисовать, чем тратиться на настоящий благородный камень. А вот проделав все это, можно наслаждаться скопированной красотой и кичиться собственным «богатством». Так что русский аналог слова китч существовал давно и, что самое интересное, довольно точно отражал смысл понятия.

Но бывает и китч-интерьер от бедности – у него другой облик. Он имеет много общего с уличными граффити и мировосприятием панков. В таких интерьерах основными материалами являются полиэтиленовые занавески, самодельные перегородки, настенная живопись из аэрозольных баллончиков с ярко-кислотными красками и мебель, найденная на свалке. Такой интерьер менее подражателен, чем его богатый родственник, а ирония в нем уступает место агрессии. Жить в таком интерьере можно только с определенным состоянием души, которое не может длиться долго.

В странах Запада, где изысканными и стильными интерьерами никого уже не удивишь, существовали одно время даже рекомендации в журналах по дизайну, как можно самому оформить свое жилище, превратив его в произведение искусства. Эстетика так называемого «народного дизайна» основывалась на том, что каждый человек обладает определенным творческим потенциалом и самобытным чувством красоты. В этих журналах, например, можно прочитать совет: оторвать обои с части стены и по трафарету закрасить образовавшиеся отверстия. Трафареты для большей художественной выразительности рекомендовалось менять, от полосок и кружков до силуэтов животных и птиц.

А как вам совет по преобразованию надоевшей мебели? Для этого надо, оказывается, только содрать с нее лак местами и нанести на эти участки краску в виде позолоты. Можно было также для превращения вашего шкафа в дизайнерский шедевр обмотать его ножки серебристой изолентой.

В нашей стране китчу пришлось пережить нелегкие годы: советские социологи записали его в разряд «буржуазной массовой культуры» и строго корили за безвкусицу и мещанство. Старое поколение помнит нещадную борьбу со слониками на комоде, атаки сатириков на коврики «с лебедями» и гипсовые копилки в виде сидящих кошечек. Между тем китч, несмотря на все нападки со стороны государства, выстоял.

Народ послушно выбросил на помойку слоников и лебедей, зато стал массово украшать жилище хрусталем – как настоящим, так и поддельным. А уж ковры – так это был вообще вопрос социального статуса: если у тебя есть ковер (а лучше два-три) – ты уважаемый человек.

В наше время ковры явно потеряли актуальность, однако общая тенденция украшать собственное жилье по принципу «у меня все красиво и богато» сохранилась в лучшем виде. Благо, теперь возможностей для устройства домашнего филиала Екатерининского дворца (из подручных материалов) стало гораздо больше.

При оформлении интерьера в ход идет все подряд: драпировки из подкладочной ткани, хрустальные люстры (теперь из чешского стекла), напольные вазоны с выцветшими на солнце пластмассовыми розами, аркады и античные колонны, подпирающие потолок, пенопластовая «лепнина» с «позолотой», домашние фонтаны с фигурками гномов, картины в рамах «под бронзу», подоконники «под мрамор», шкафы с резными завитками «под дерево» и прочие атрибуты красивой жизни… Весь этот антураж, по мнению хозяев, призван создавать атмосферу зажиточного дома.

Между тем, китч – это явление, которое не имеет материальной стоимости. Богатство и подлинная ценность вещей – вовсе не гарантия того, что кич не поселится в вашем доме. Если, устраивая интерьер, вы преследуете все ту же цель – поразить воображение других своими финансовыми возможностями – весьма вероятно, что это стремление приведет вас… к китчу.

Ну, а в обычной жизни намеренно поддерживаемый стиль китч – достаточно редкое явление, которое, как правило, свидетельствует о своеобразном чувстве юмора хозяина дома. Собирая предметы с китчевой атрибутикой (к ней относятся сердечки и надписи «I love», звездочки, бантики и розы, котята, Микки Маус и другие персонажи мультиков), любитель поп-культуры в душе посмеивается над своей коллекцией и воспринимает ее как разновидность кунсткамеры. Итак, китч как причудливое порождение нашего времени стал уже частью истории дизайна и вполне самостоятельным незамысловатым стилем.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления