Арест имущества должника теперь распространяется и на его единственное жилье. Такое постановление в ноябре этого года принял Верховный суд России. Однако выселить неплательщика из квартиры судебные приставы по-прежнему не смогут. Нововведение позволит лишь заблокировать любые сделки с единственной недвижимостью.
Ранее судебные приставы не могли арестовать квартиру, в которой проживает неплательщик, если у человека не было другой жилплощади. Суд мог обратить взыскание только на второй и последующие объекты недвижимости гражданина. В новом постановлении пленума Верховного суда «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» говорится, что за неуплату долгов суд сможет арестовать квартиру неплательщика, даже если она единственная.
Но это решение не позволит приставам выселить собственника из квартиры или продать недвижимость против воли ее собственника. У владельца жилья остается право проживать в нем, но распоряжаться этой недвижимостью он не сможет. Арест блокирует любые сделки с единственным жильем. Так, человек не сможет продать квартиру, прописать в ней посторонних людей или сдавать ее в аренду.
В соответствии с ч. 1 ст. 446 ГПК РФ к имуществу, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, относится жилое помещение, если для должника и членов его семьи оно является единственным пригодным для постоянного проживания. Однако в силу п. 43 постановления пленума Верховного суда РФ от 17 ноября 2015 г. №50 арест в качестве обеспечительной меры либо запрет на распоряжение может быть установлен и на единственное жилье.
«Законодательно вводится лишь возможность ареста имущества либо запрета на проведение любых операций с ним, – говорит юрисконсульт общественной организации по защите прав потребителей «Статский Советник» Ануш Арутюнян. – Многие должники пытаются уклониться от обязанности по оплате задолженности и ищут для этого любые способы. Например, переводят имущество на своих родственников, продают его, дарят и так далее. В указанном же случае закон просто запрещает собственнику совершать такие действия. Если должник имеет намерение реализовать свое имущество, для начала он должен расплатиться с долгами».
Управляющий партнер юридической компании «Гольцева, Данилевский и Партнеры» Ольга Гольцева пояснила, что и ранее в судебной практике не было запрета на арест таких объектов: «Более того, суды и приставы довольно часто накладывали аресты на единственную жилплощадь должника, поскольку в законодательстве содержится запрет только на его реализацию с торгов для погашения задолженности. Подобный арест, возможно, поможет стимулировать неплательщиков как можно быстрее погасить свои долги».
Согласно постановлению Верховного суда от 17 ноября 2015 года №50, если должник владеет единственной квартирой на праве долевой собственности, аресту подлежит вся квартира. Если же другие владельцы, не имеющие долгов, решат выделить свою долю, то они получат такую возможность. При этом под арестом останется только часть, принадлежащая неплательщику.
Однако более эффективной мерой, по мнению юриста, было бы разрешение продажи через аукцион таких объектов с предоставлением должнику взамен жилья по утвержденным нормативам. «Единственным жильем юридически может быть и особняк, стоимость которого в несколько раз превышает общий объем долговой массы. Но реализовать такой объект юридически невозможно. Но для введения таких мер нужно менять федеральное законодательство и прорабатывать эту процедуру», – уточняет эксперт.
Верховный суд также разрешил изымать у должников часть принадлежащей им земли. Например, если единственным жильем неплательщика оказывается частный дом с приусадебным участком, суд сможет изъять у него часть прилегающей территории и продать ее с аукциона. До этого суды не могли принудительно реализовывать части таких земельных угодий, взыскание можно было обратить только на весь участок. Сам дом при этом арестовывать не придется, собственник имеет право проживать в нем.
«Если доходов должника недостаточно для погашения задолженности, то новое постановление позволяет обратить взыскание не на весь участок, а только на его часть, которая превышает предельные минимальные размеры предоставления земельных участков», – комментирует документ Ануш Арутюнян.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com