На днях на глаза попалась любопытная статистика: число людей, делящих жилплощадь с соседями, по данным The Guardian, выросло с 1980 года вдвое. И это активный контингент 18-35 лет. Говорят, нарастающая тенденция связана с банальным желанием экономить деньги. Но за рубежом она все чаще становится приметой особого стиля жизни – жизни с общиной.
Для русского человека общага – вещь практически такая же обязательная, как и армия. Не жил в общаге – не студент. К такому вынужденному совместному проживанию можно относиться по-разному. Некоторые мои знакомые делают, например, все, чтобы их дети заселялись в съемную квартиру максимум вдвоем: а то вдруг чему плохому научатся. Я же совсем не против общажных традиций (если, конечно, они не затягиваются лет до 30). Для меня первый опыт знакомства с общежитием проходил в том нежном возрасте, когда вчерашние школьники отправляются поступать в вуз. Помню, с каким невероятным трудом иногородние мамы определяли своих чад на койко-места в студенческие общежития. Рады были любой комнате.
И вот «коменда» открыла передо мной и еще четырьмя абитуриентками дверь старого, замызганного блока. Это был какой-то филиал общажного ада на земле. До нас здесь жили третьекурсники, которые на лето разъехались по домам. Масштабы бедствия впечатляли: по полу бегало перекати-поле из пыли, волос, дохлых мух и ниток. По углам были разбросаны чьи-то не первой свежести вещи (да-да, и носки тоже). Окна имели постоянную естественную вентиляцию просто потому, что местами стекло стояло «в одну нитку». Горящих лампочек на обе комнаты, коридор и санузел было ровно две. Картину дополняли незакрывающаяся входная дверь и неработающий унитаз.
Врезка опрос угловая до 3 июня:
Теперь я знаю, на что способны пять 17-летних девчонок, когда им нужно быстро обосноваться на новом месте и садиться за учебу. Уже к вечеру первого дня в блок можно было зайти босиком, а в воздухе вкусно пахло домашней едой. Не помню, чтобы нам приходилось спорить из-за распределения обязанностей. Также не помню, чтобы кто-то ныл и сетовал на недостаток комфорта. Необходимость срочно создать вокруг себя уют моментально сплотила нас. В очень скромных общажных условиях мы быстро подружились, помогали друг другу готовиться к экзаменам, вместе отдыхали. Это было пространство, лишенное конфликтов.
Позже были и другие общаги. Одну из них правильней было бы назвать «крейзи-коммуналкой»: в двухкомнатной квартире проживало от 5 до 9 человек. Вопреки распространенным родительским страхам, совместное проживание никак не мешало нам отлично сдавать на журфаке сессии, а «бытовуха» как будто нас и не касалась. Даже когда на пятерых из всей еды оставались булка хлеба и куриный окорочок, мы запросто всем делились. Ну, а про студенческие общажные вечеринки и квартирники могу сказать одно: здорово, что они были!
И вот выясняется, что в зарубежных странах жизнь в общежитиях становится настоящим трендом. Теперь это не столько вынужденная мера для экономии бюджета, сколько желание создать полноценные общины с дружными и отзывчивыми соседями. Казалось бы, о какой дружбе приходится говорить, если тебе ежедневно приходится бодаться с соседом на коммунальные темы? Но сразу несколько компаний в США этого не испугались и начали активно строить общежития в Окленде и Бруклине. Чтобы быт не ударил по соседским отношениям, девелоперы превращают помещения в уютную и весьма качественную жилплощадь. Зачастую комнаты имеют выход в общую лаунж-зону.
Главный принцип иностранных девелоперов – создать такие жилищные условия, при которых формировался бы однородный доброжелательный контингент. В итоге у новосела появляется уверенность, что он переедет в дом с действительно позитивной атмосферой. Такой подход, конечно, сильно отличается от того, что мы видим в России. У нас пока что общежитие сродни детским болячкам: лучше ими все же переболеть.
Но как можно раньше и быстрее.
Антонина Лопаева – редактор сайта о недвижимости DomChel.ru. Не боится набивать коммунально-ремонтные и строительно-ипотечные шишки; верит, что ее опыт может быть полезен другим. Находится в состоянии перманентного ремонта, превратив дом в экспериментальную площадку по отделке. Готова потратить последнюю заначку на новое платье и «что-то очень нужное» для дома.
Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок пожил в общаге?
Фото: Фото Дарьи Келл