Несмотря на то что собственники должны ежемесячно платить за капремонт, немалая часть жилфонда в Архангельске по этой программе отнесена на далекий период. Без единомышленников среди соседей можно и до 2043 года ждать, пока до твоего жилища, разваливающегося снаружи или изнутри, доберется фонд. А если повезет, и жильцы договорятся, что отремонтировать в первую очередь и за сколько, можно приблизить работы: починить крышу, отремонтировать коммуникации или обновить фасад. Казалось бы, как не радоваться, если в доме на твоем веку начались работы? Увы, не все жильцы многоквартирных домов довольны результатами.
Пять лет без печей, вода по стенам и письма Орлову
О том, как должна действовать программа капитального ремонта в Архангельске, мы рассказывали в цикле публикаций по вопросам читателей, на которые отвечал генеральный директор фонда капремонта многоквартирных домов Архангельской области Александр Бараев. В интервью он отметил, что из тех домов, что участвуют в программе, половина, если не больше, требует незамедлительного капитального ремонта. Другой вопрос, на какие средства их ремонтировать, ведь работы идут на средства жильцов и, как правило, обходятся крайне дорого.
В этой серии материалов мы решили пообщаться с жильцами домов, которых ремонт уже коснулся.
На левом берегу города сейчас проходит ремонт в доме № 9 на улице Парковой. «Капитальный» — это слово здесь вряд ли подходит. Ремонтируют по чуть-чуть. Медленно. И даже через суд. Сейчас вколачиваются новые деревянные сваи и уже полностью заменены три крыльца. Жители этой двухэтажной деревяшки добивались своего по суду — здесь уже лет пять, как сошли со свай печи, но работы начались только этим летом.
Печки в таких домах, как объясняют жильцы, главное для жизни — ими и отапливаются, и готовят тоже на них. В одной квартире здесь, как правило, две печки: одна на кухне и ещё одна — между комнат. О происшествии знают в прокуратуре, и в правительстве области. Владелец квартиры с первого этажа Владимир Грибанов рассказывает, что «улетели» вниз печи в 2014 году, но сейчас в процессе ремонта их не трогают.
— Управляющая компания их не делает, потому что установка печей входит в капитальный ремонт, а в Фонде капремонта говорят, пусть делает тот, кто их разбирал. Сейчас ремонт сделают, а когда печи поставят — не знаем, — говорит он.
Кроме того, у дома есть проблемы с крышей — когда идут дожди, по стенам двух этаже течет вода, прямо до подвала. Жильцы говорят, что на крыше на дыру брошен металлический лист, но помогает он слабо.
— Мы писали везде, писали Орлову — он написал отписку, мол, дом надо поддерживать в нормальном состоянии. А как его поддерживать, если сваи под печами ушли? Без свай как их поставишь? А так — рабочие сейчас сваи меняют, всё делают, — заключает Владимир Васильевич.
Если сделать трубу как надо — «втык дадут»
Проблемы с крышей есть и у дома № 8 на улице Парижской Коммуны — эта пятиэтажка находится на въезде в город. Дом был построен в 1965 году: изначально он был трёхподъездным, а затем к нему пристроили ещё один подъезд другой планировки. Ремонта, по словам жильцов, здесь не было более 15 лет, хотя раз в три-пять лет по документам УК должна делать косметический. Самой большой проблемой здесь была дырявая и залатанная крыша — по словам жильцов, на капремонт её ставили лет пять назад, но начали делать в этом году.
С начала лета здесь в рамках капремонта обновляют старую крышу: выходы из подъездов закрыты для безопасности лесами, а дверь первого подъезда постоянно открыта, как и люк наверх — через него ходят рабочие. Внутри подъезда видны подтёки на стенах, а краска уже давно не обновлялась.
— Мы живём на пятом этаже, у дома течет крыша. Перед ремонтом к нам приходили, всё осматривали и только потом начали работать. Сначала они сделали покрытие на крыше, а сейчас работают внутри неё, — говорит молодая мама Алёна Булатова.
Сергей, тоже живёт на пятом этаже, и у него от дождя на потолке проступают мокрые пятна. Как сообщили рабочие, это случилось не из-за отремонтированного покрытия, а из-за трубы, проходящей на чердаке.
— Пару недостатков я, когда вылезал на крышу, уже видел — мне пришлось туда залезть, потому что у меня всё потекло, — рассказывает Сергей. — Работают они с начала лета, закончить хотят к сентябрю.
Хотелось бы, конечно, чтобы они и водой занялись, напора как не было, так и нет по вечерам.
По документам капремонт здесь обещан в 2034 году. По словам жильцов, заявку на капремонт крыши делала управляющая компания «Завремстрой» — «подсуетились единственный раз в жизни». Правда, чтобы работы начались, людям самим пришлось ходить по квартирам и собирать подписи — их нужно было не меньше 70%.
Но если с крышей дома разобрались, то подвал дома так и остается проблемой. В нём регулярно скапливается вода, разводятся комары, а в квартирах на первом этаже образуется плесень. Дорога, проходящая рядом с домом, находится выше его фундамента, так что вода попадает в подвал. Кроме того, в него направлена ливневая труба — уже не старая, а новая, блестящая. Прораб, по рассказам жителей сказал, что все зависит от управляющей компании.
— Я, говорит, могу сделать, чтобы труба шла прямо в колодец — пять минут на всё. Но по смете это не обговорено, и если он начнет делать, то ему втык дадут. Так и оставили. А в подвале вода стоит постоянно.
В квартире регулярно образуется плесень — мы её обрабатываем, убираем, а она опять потом появляется.
— Комары нас одолевают, зимой в подъезде пар стоит такой, что стен не видно. В подъездах нужен косметический ремонт, забивается канализация. Сколько мы заявлений не пишем — ничего не происходит, — говорит житель дома Иван Чирков.
«Провода уже просто в руках крошатся»
Недалеко от въезда в город ремонтируют фасад у пятиэтажки № 3 на Ленинградском проспекте, который был заселён в 1961 году. Жильцы сами проводили собрание, общались с управляющей компанией, выбирали цвет для стен и следят за тем, как работают на их объекте. Сейчас здесь уже поставлены новые окна в подъездах, а местные жители вполне довольны ходом работ.
— То, что фасад делают, это, конечно, неплохо — дом был такой некрасивый, а те, кто приезжают в Архангельск ещё с моста обращают на него внимание. Но я считаю, что прежде чем делать его, нужно было внутри подъездов сделать новую проводку. Бывает холодно зимой в квартирах — градусов 17–18. Приезжают из УК, говорят, что это допустимая температура, ничего сделать не могут, — поделился с нами Александр.
Староста дома Людмила живёт в доме с 2002 года, рассказывает, что по программе капремонта им предлагали отремонтировать ещё и кровлю, но она как раз уже была заменена до этого. Планировали поменять внутри домов проводку до счётчиков, но на это сейчас не хватает средств. Но сделать это обязательно нужно — в подъезде протянуты старые алюминиевые провода.
— Когда дом заселялся, ни телевизоров, ни холодильников не было, и сейчас эти провода себя выработали — они просто в руках уже крошатся. Часто тухнет свет — в половине подъезда есть, в половине — нет, — говорит она.
Но деньги жильцы согласны накопить и подождать. Вообще люди здесь дружные — в подвале они меняли трубы за свой счёт, в рассрочку. А то, как проходит смена фасада, всем нравится.
— Тем, как проходит капремонт, мы довольны, бригадир у рабочих парень хороший. Они отбивали штукатурку, заново штукатурили, поменяли водоотливы, окна в подъездах. Все хорошо делают — грех жаловаться. Конечно, не так быстро, как хотелось бы, но у нас все лето дождливое, а какая работа под дождём? — говорит она.
Какие работы в доме можно проводить в счёт капремонта, а какие — нет? Почему получается так, что в доме ремонтируется крыша, а печи и подвал — нет? И что делать жильцам в ситуациях, которые мы описали выше? На эти и другие вопросы в ближайшее время ответят на сайте 29.RU представители фонда капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области.
А как проходит или уже прошел капремонт в вашем доме? Всё ли вас устраивает, а если нет, почему?