RU29
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Архангельске

Погода-1°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -7

6 м/c,

зап.

765мм 55%
Подробнее
USD 91,98
EUR 100,24
Недвижимость

Со слезами и полицией. В Северодвинске покупатели не могут попасть в квартиры, за которые заплатили

В жилье не могут попасть те, кто решил воспользоваться услугами строительного эксперта

Люди купили квартиры в новых домах на Юбилейной в Северодвинске

Известная в Архангельской области группа компаний «Аквилон» удивила дольщиков новыми правилами приемки квартир. Если раньше покупатели могли осмотреть новое жилье с экспертом, то в ноябре им стали предлагать принять квартиру самостоятельно, как говорят люди, на глаз. Приглашенных специалистов просто не пускают в квартиры. Возмущенные дольщики пишут в прокуратуру и уже готовы бороться со строительным гигантом в суде. Застройщики объясняют запрет борьбой с коронавирусом. 29.RU пытается разобраться в этой непростой ситуации.

Суть проблемы: зачем нужна приемка с экспертом и причем тут ковид


Приемка квартиры — это процедура передачи готового жилья от застройщика к покупателю. Если у будущего собственника нет претензий к качеству работ, то он подписывает акт приемки-передачи и становится полноценным владельцем. Однако претензии могут и быть, и тогда покупатель вправе не подписывать документы и попросить застройщика исправить недочеты. Многие люди не разбираются в строительстве и не могут сами оценить, всё ли в порядке с квартирой. Тогда они нанимают эксперта, который проводит нужные замеры и указывает на проблемные места. Это могут быть, например, неровные стены или некачественно установленный подоконник.

Фотографии с приемки квартиры в одной из архангельских новостроек

До недавних пор с приглашением таких специалистов не было никаких проблем. Но в ноябре экспертов перестали пускать на объекты, которые строила группа компаний «Аквилон». Представители застройщика просто отказываются выдавать покупателям ключи, если они привели с собой человека с ящиком для инструментов. Ссылаются при этом на новые внутренние правила, введенные из-за распространения коронавируса. Так не пустили на приемку дольщиков жилых комплексов «NORDICA 2» и «ID-Морской» в Северодвинске. Люди, купившие квартиры в этих домах, рассказали нам свои истории.

Вызывают полицию, пишут претензии и плачут: как дольщики пытаются попасть в квартиры


Семья Анны (имя изменено по просьбе героини) купила квартиру в ЖК «NORDICA 2», и 26 ноября их пригласили на долгожданную приемку. К делу они подошли ответственно: заранее уведомили застройщика о том, что хотят привести с собой эксперта. Правда, никакого ответа от компании не получили. Тем временем наступил тот самый день. Чтобы осмотреть свое будущее жилье, семья специально приехала из соседнего города, но дальше подъезда их просто не пустили. Причиной стало именно присутствие строительного эксперта.

Так выглядят пост охраны в жилом комплексе и тот самый кейс с инструментами, завидев который представители застройщика не пускают покупателей в квартиру

Представители «Аквилона» заявили, что пройти в квартиру могут исключительно будущие собственники. «Принимайте квартиру, подписывайте документы, а потом приводите туда кого угодно. Если будут претензии по качеству работ, то будем уже после разбираться в суде», — передают дольщики слова сотрудника компании, отказавшегося выдать им ключи. Однако без специалиста покупатели осматривать жилье не захотели. Препирательства длились четыре часа и в итоге закончились вызовом полиции.

— Нас не пустили в квартиру со специалистом, ссылаясь на внутренний документ, который нам не показали. Сказали, что пустят специалиста только после того, как мы подпишем акт приема-передачи. Но как мы можем подписать акт и принять квартиру, если мы сами в технических моментах не разбираемся? После того как нам отказали, мы вызвали полицию, написали заявление, — говорит Анна.

Полиция приехала на место и записала объяснения обеих сторон конфликта. В протоколе написано, что дольщикам не препятствуют проходить в квартиры для приемки. Однако туда не допускают лиц, не являющихся сторонами по договору долевого участия. Протокол направлен участковому.

«Будем также писать претензию застройщику, в прокуратуру, в Роспотребнадзор. И будем дальше разбираться, поскольку это нарушает все наши права»

Не пустили на приемку в том же жилом комплексе и другого дольщика — Сергея. Ему, как в фильмах про бандитские разборки, по телефону сказали «приходить одному».

— Больше никого, сказали, не пустят. Даже супругу. Согласно какому-то внутреннему распоряжению, — поясняет мужчина. — Но я приехал в назначенный день, конечно же, с супругой и, конечно же, с экспертом. Встретили нас охранник и представитель застройщика. Пускать отказались, ссылаясь всё на то же внутреннее распоряжение, но ознакамливать нас с ним отказались. Мы спросили, пустят ли эксперта по доверенности нотариальной, если я сделаю. Представитель компании сказал, что не пустят, мол, обращайтесь в офис. После этого мы с экспертом составили акт о том, что нас не пустили, и претензию в трех экземплярах. Один экземпляр ушел в офис застройщика, но он его так и не получил до сих пор. Второй отвез лично в «Аквилон» под визу — сказали, рассмотрение займет 30 дней. Третий экземпляр у меня.

Сергей добавил, что когда был в офисе, попросил юриста «Аквилона» показать то самое внутреннее распоряжение, но ему отказали.

«Юрист с недовольным лицом ответила, что не обязана ознакамливать никого, так как распоряжение внутреннее»

Со своей проблемой дольщик также обратился в прокуратуру и в Роспотребнадзор, но от них тоже пока ответа не получил.

В похожей ситуации оказались и дольщики ЖК «ID-Морской». Будущий владелец квартиры в этом доме Антон перед приемкой сломал ногу, и осмотр квартиры доверил своей жене Веронике вместе с техническим экспертом.

— Квартира была в ужасном состоянии. Ровных стен не было вообще, отсутствовал черновой пол, из него торчала арматура, плиты ходили. Коробка входной двери полностью непригодна к использованию: помята дверь и сломаны замки, — вспоминает Вероника. — Неправильно установлен стояк канализации, поцарапаны стеклопакеты. По всей квартире бытовой мусор: бутылки, фантики, окурки. Видимо, в нашей квартире рабочие устроили туалет — запах стоял соответствующий.

Фото из разных квартир ЖК «ID-Морской»

Присутствие специалиста тогда еще не вызывало у застройщиков никаких вопросов. Эксперт зафиксировал нарушения, и дольщики стали ждать устранения недоделок. На повторный осмотр жилья семью позвали уже в ноябре, но Антон всё еще был на больничном, поэтому сообщил, что квартиру примет его представитель по нотариальной доверенности. Этим представителем был строительный эксперт. В назначенный день он приехал к новому дому вместе с Антоном и Вероникой. Но в квартиру людей по уже известной схеме не пустили. Тогда супруги отправились в офис компании, чтобы лично показать нотариальную доверенность.

— Когда мы показали документ в офисе, нам ответили: «У вас доверенность составлена не на человека, а на эксперта». Я говорю: «По-вашему, эксперт человеком не является?» «Нет, не является. Эксперта мы не пустим», — описывает встречу с сотрудниками компании Вероника.

В доверенности было прописано, что собственник квартиры передает техническому эксперту право подписывать все документы, осматривать квартиру, получать от нее ключи и даже оформлять право собственности в МФЦ. Но представители застройщика остались при своем мнении.

«Нам угрожали, что передадут квартиру в одностороннем порядке, раз мы отказываемся принимать. Но мы не отказываемся. Мы пришли, а нас не пустили!»

— Я там кричала, плакала, показывала на мужа, который сидит с тросточкой, и объясняла, что он физически не может сейчас принять квартиру, — вспоминает Вероника. — Мне ответили: «Раз он сюда дошел, значит и квартиру принять сможет».

По закону пускать не обязаны: как ситуацию объясняют в «Аквилоне»


Редакция 29.RU попросила застройщика объяснить, что происходит. Ниже приводим полный ответ от представителя группы компаний.

Группа «Аквилон» выполняет все обязательства перед дольщиками. Группа «Аквилон» постоянно совершенствует механизмы контроля качества выполнения работ и организацию устранения выявленных скрытых дефектов.

Федеральный закон № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве» определяет, что между застройщиком и дольщиком заключается договор. Застройщик в предусмотренный договором срок обязуется построить дом и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию передать квартиры дольщикам, которые должны их принять. Передача и принятие квартиры как объекта долевого строительства осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу.

В то же время нужно пояснить: отношения по исполнению договора долевого участия в строительстве возникают у двух сторон: застройщика и участника долевого строительства. Закон не содержит никаких положений об иных лицах, имеющих право осуществлять приемку квартиры таких каких: эксперты, специалисты, дизайнеры, родственники. А также о правах и обязанностях таких лиц, так как стороной договора они не являются и в исполнении обязанностей сторон участия не принимают. При этом до передачи квартиры дольщику ее законным владельцем как объекта долевого строительства, несущим бремя содержания жилого помещения, является застройщик.

«Допускать на объект других лиц, кроме дольщиков, по закону застройщик не обязан»

Кроме того, для минимизации случаев заражения коронавирусной инфекцией во исполнение указа губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года № 28-у и указа президента от 20.10.2021 № 595 в целях недопущения скопления людей в замкнутых помещениях и соблюдения социальной дистанции при проведении осмотров в помещениях объекта одновременно могут находиться не более двух человек. Во время приемки квартиры представитель застройщика предлагает участнику долевого строительства к осмотру все помещения и отвечает на любые возникающие вопросы. Так в ЖК «NORDICA» (2-я очередь) в Северодвинске из 44 дольщиков, приглашенных для осмотра квартир, 29 выразили свое согласие на приемку, 24 уже подписали акты.

Необходимо отметить, что экспертные услуги по приемке квартир, активно рекламируемые в Архангельске и Северодвинске, являются обычным бизнесом, цель которого — извлечение прибыли, а вовсе не защита интересов участников долевого строительства. Если проектирование и строительство жилых домов осуществляется организациями, имеющими предусмотренные законом лицензии, допуски, штат сертифицированных специалистов и являющимися членами СРО, то подавляющие большинство «экспертов» этих компетенций не имеют. В результате сомнительных действий неквалифицированных лиц, не исключая и прямого мошенничества, могут пострадать дольщики. Например, по закону несущественные дефекты, не препятствующие проживанию в квартире, не мешают ее передаче. Однако отказываясь от приемки, дольщики не только несут дополнительные, часто весьма немалые расходы, но и могут не получить до конца года положенный налоговый вычет.

В то же время, исходя из приоритета интересов дольщиков, группа «Аквилон» в настоящее время прорабатывает вопрос о том, как при соблюдении действующего законодательства обеспечить дольщикам возможность привлечения для приемки квартир по-настоящему квалифицированных специалистов.

«Принятие квартиры дольщиком вовсе не означает, что обнаруженные затем возможные дефекты не будут устранены за счет застройщика»

По действующему законодательству группа «Аквилон» дает гарантию на конструктив здания и инженерные сети на пять лет и три года соответственно. В этот период все возникшие проблемы в доме и квартирах компания-застройщик исправляет за свой счет. Группа «Аквилон» постоянно совершенствует механизмы контроля качества выполнения работ и организацию устранения выявленных скрытых дефектов. Для этого в компании созданы специальные подразделения. В рамках гарантийных обязательств любые неполадки фиксируются управляющей компанией по факту обращения жильцов или в результате собственного обнаружения. Далее УК составляет официальное письмо застройщику с просьбой прислать комиссию для фиксации факта неполадки. По итогам работы комиссии составляется акт, подтверждающий или опровергающий наличие гарантийного случая. В случае подтверждения застройщик своими силами устраняет неполадку или выбирает подрядчика и оплачивает его услуги. По итогам повторно составляется акт об устранении дефекта.

Недосказанность в законе: что говорит юрист


Представители «Аквилона» в своем ответе ссылаются на закон № 214-ФЗ. И на него же, говоря об ущемлении своих прав, ссылаются дольщики. Почему документ каждый трактует в свою пользу, мы спросили у юриста из «Центра защиты прав дольщиков» Юрия Амосенкова.

— Дело в том, что 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве» не предусматривает детальных правил приемки квартиры. Понятно, что акт о приемке подписывают застройщик и дольщик или его представитель по доверенности. А вот кто имеет право присутствовать при приемке квартиры — об этом закон умалчивает, — объясняет юрист. — Этим и пользуются застройщики, отказывая в допуске приглашенному эксперту.

«Такие документы все-таки удалось увидеть некоторым героям публикации»

Этой же недосказанностью руководствуются и дольщики. «Раз в законе не написано, кто может присутствовать на приемке, то мы можем привести с собой того, кого посчитаем нужным, в том числе и эксперта», — уверены наши герои. Кроме того, строительный эксперт Иван Чепелев, которого несколько раз не пустили с клиентами на приемку, говорит, что он столкнулся с подобной проблемой только на объектах «Аквилона».

— Мы работаем в большинстве жилых комплексов Архангельска и Северодвинска, и могу сказать точно, что никто никакие доверенности никогда не требовал и не требует. Этот застройщик единственный, кто не пускает даже с доверенностью, — сказал он.

Впрочем, есть доверенность или нет — особой роли не играет, говорит юрист.

— Я считаю, что застройщик не имеет права запрещать принимать квартиру с экспертом. Нет никакого нормативно-правового акта, запрещающего дольщику приводить на осмотр кого-либо, — резюмирует Юрий Амосенков.

От редакции


2 декабря дольщики ЖК «NORDICA 2» снова не смогли попасть на приемку квартиры с экспертом. Об этом 29.RU стало известно непосредственно от участников событий. Также из собственных источников редакции известно, что подобные случаи происходили и в Архангельске. В группе компаний «Аквилон» обещали урегулировать этот вопрос в ближайшее время.

Вы оказывались в подобной ситуации? Вас тоже не пустили на приемку квартиры? Расскажите, как это было у вас и чем всё закончилось.
Звоните круглосуточно8 (8182) 460-329 (доб. 3207)
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления