Необычный дом построили в Новосибирской области. Четырехэтажка на 16 квартир — по большей части деревянная. Из дерева здесь каркас, частично — перекрытия, частично — стены. Это пилотный проект для новой технологии, по которой, как уверяют ее создатели, можно будет возводить даже высотки. Такое жилье пытается развивать сегодня федеральный Минстрой наряду с уже привычными монолитными, кирпичными и панельными домами. В чём особенность технологии, на которую даже получили патент, как выглядит необычный дом внутри и есть ли будущее у такого домостроения — журналист Лиза Пичугина побывала на уникальном для России объекте и поговорила с экспертами.
На фоне окружающей застройки, преимущественно кирпичной, дом выделяется скромным фасадом. Выделялся он и на этапе строительства: каркас здания — деревянный.
Дом построен по новой технологии, на которую ее создатели, Михаил Ромах и Эдуард Сысолин, в 2009 году получили патент (правда, согласно копии документа на сайте застройщика, его срок истек в 2019 году). Михаил Ромах сегодня занимает должность технического директора в компании-застройщике, «ЛВЛДОМ.РФ» (где РФ расшифровывается как «региональный фонд»). В его руках — кусочки ЛВЛ-брусьев, которые и являются каркасом дома. Он построен из наборных ламелей из шпона толщиной 3 мм, многократно проклеенных.
Компания «ЛВЛДОМ.РФ» зарегистрирована в 2019 году и сегодня принадлежит новосибирскому бизнесмену Евгению Миняеву. Он также является совладельцем компании «Сиббарс» (производит молочную продукцию) и как индивидуальный предприниматель занимается распиловкой и строганием древесины. На балансе компании «ЛВЛДОМ.РФ» по итогам прошлого года было 47 миллионов рублей. Данных о выручке нет, а чистый убыток составил 145 тысяч рублей. Михаил Ромах, в свою очередь, совладел несколькими строительными компаниями, зарегистрированными в ХМАО. Одна из них, ИСК «Конструктив», получала награды за разработку новой технологии домостроения — они опубликованы на сайте «ЛВЛДОМ.РФ». По данным «Контур.Фокуса», в 2020 году ИСК «Конструктив» была признана банкротом.
Соединение каркаса, подчеркивает Михаил Ромах, — шарнирное, за счет этого у дома получилась высокая сейсмостойкость. Уже сейчас по технологии, уверяет он, можно строить дома высотой до 28 метров. Первая четырехэтажка — пилот, демонстрация технологии. Подобные дома, но более ранних версий, с кирпичными колодцами-подъездами, уже построены и заселены в Ханты-Мансийске и Торжке (Тверская область). В Торжке же расположен один из двух заводов в стране, которые производят ЛВЛ-брусья, второй открыли в Нягани.
Михаил Ромах говорит, что идея создать новую технологию, которая позволила бы быстро строить экологичное жилье, появилась у него около 15 лет назад, когда он работал в Ханты-Мансийске. Строительный сезон там короткий, в том числе из-за сложностей доставки материалов, потому что своих просто не было.
— Когда там строят дома, получается непрерывное движение материалов, и ты знаешь, что их у тебя воруют, а поймать не можешь. Материал привезли, накладная потом куда-то пошла, — объясняет он. — Это — долгострой.
До введения санкций, по словам руководителя проекта, завод в Нягани около 100% продукции отправлял за границу, экспорт продукции завода в Торжке составлял около 90%.
— Это экспортно востребованная продукция. Она очень технологичная: это материал, который не в состоянии испортить даже строитель, — уверяет Михаил Ромах.
Дом в Новосибирской области стал первым в России многоквартирным деревянным домом выше 3 этажей. В нем по четыре квартиры на площадке — всего 16 квартир с двумя вариантами планировок площадью 71,7–76,9 квадратного метра. Оба варианта — двушки с кухнями-гостиными площадью больше 20 квадратов. Отделку в любом другом доме назвали бы подготовкой под чистовую: стены в квартирах укрыты листами гипсокартона. Но здесь гипсокартон — не столько отделка, сколько часть конструктива стен: его три слоя.
Требования к их дому, говорит Михаил Ромах, были выше, чем к соседним кирпичным. Особое внимание эксперты и чиновники уделяли пожаробезопасности. Заполнение деревянного каркаса здесь — из каменной ваты, которая также служит утеплением, с внешней стороны — толстая фанера и фасад из фиброцементных плит, с внутренней — многослойный гипсокартон. По нему сейчас проведена проводка, но один слой, подчеркивает застройщик, по сути, необязательный, поэтому его будут штробить для проводки по проекту покупателей.
Высота потолка в квартирах — 3 метра. Сэндвич перекрытий немного отличается от внешних стен. Пол выложен цементно-стружечными плитами (впрочем, их качеством застройщик недоволен и намерен заменить на привычную стяжку), под ними звукоизолирующий гипсоволоконный материал, еще два цементно-стружечных слоя с двух сторон, снова звукоизоляция из демпферного полотна, гидроизоляция, утеплитель и толстая фанера, а потолок квартиры снизу формируют также три слоя гипсокартона. Всё это вместе, уверяют в компании, создает звукоизоляцию, с которой современным квартирам в монолитных новостройках не тягаться.
Отопление и горячее водоснабжение в квартирах газовое, но расположение котлов необычное: за одной из комнат. В одном варианте планировки он расположен за кухней-гостиной, в другом — за спальней, там, где в привычных новостройках ожидаешь увидеть лоджию или балкон. Собственно, окно из комнат ведет прямиком в другое окно. Выглядит это немного странно.
Пока ни одна из квартир не продана — застройщику пришлось ждать, пока дом примут все государственные комиссии. Строили дом на средства частного инвестора, и поэтому работы по строительству быстровозводимой, по описанию, конструкции, затянулись — были перебои с финансированием, признался Михаил Ромах. Подвела и погода: на стройку «ЛВЛДОМ.РФ» заходил поздней осенью. Вообще же построить такой дом, говорит он, можно за полгода, а установить каркас — за полтора месяца.
При этом автор технологии говорит, что на свою долю на рынке застройщиков компания не рассчитывает.
— У нас мысли такие, что мы можем по цене себестоимости, 60–65 тысяч рублей за квадратный метр, с людьми, с ЖСК работать, хотим сейчас выходить на ДОМ.РФ, — говорит Михаил Ромах.
При этом компания фактически «попала в струю»: в январе 2022 года стало известно, что МЧС готовит нормативы пожарной безопасности, по которым можно будет строить деревянные многоэтажки, а уже в начале июля ведомство вместе с федеральным Минстроем утвердило план по возведению таких домов в стране.
Эту возможность на федеральном уровне обсуждают с 2016 года. Управляющий партнер компании DSO Consulting Сергей Дьячков в разговоре с нами удивился, что это обсуждение заняло столько лет — в Европе деревянные высотки строят уже несколько лет, а самый высокий на сегодня дом на деревянном каркасе построен в Норвегии.
— Это перспективный вид домостроения, особенно сейчас, когда в экономике возникли сложности, — говорит эксперт. — Другое дело, что наш покупатель квартир к такому не готов. Конечно, деревянное жилье — исторически то, в котором россияне жили, но мы уже очень далеко от этого ушли. Мне кажется, что сложности со спросом будут, даже не у этого дома, а вообще. На мой взгляд, и государство, и строительные компании должны стимулировать спрос. Задача сложная, но интересная и вполне решаемая.
Управляющий компанией «Выставка новостроек» Григорий Якобсон заметил, что на любую строительную технологию найдется свой покупатель, но в массовый спрос на такое жилье не верит.
— Я не противник инновационных технологий, но как они будут договариваться с банками? Сегодня договориться с банками, имея деревянные перекрытия в многоквартирном доме, — это большая проблема, — говорит он.
Названная себестоимость строительства Григория Якобсона тоже смутила: по его оценке, она сравнима с себестоимостью строительства монолитной высотки. При этом эксперт вспомнил другой пример инновационного строительства: микрорайон в том же Новосибирске, где были новаторские навесные панели на монолитном каркасе, в которых также использовали дерево.
— Были расчеты нагрузок на эти панели, все исследования — вопросов к ним не было. Но люди, смотря на это, относились очень настороженно, — вспоминает эксперт. — Этот метод привел застройщика к банкротству, потому что спрос на такое жилье упал, и застройщик программу не вывез.
Впрочем, если власти действительно всерьез возьмутся за альтернативную технологию домостроения, то уровень безопасности и качества такого строения вполне можно поднять до норвежского. По крайней мере, деревом Россия пока не обделена, а с поставками оборудования и материалов из-за рубежа возникли серьезные проблемы.