Мужчина бил, женщина терпела. А если решалась уйти, то потом всё равно возвращалась — верила обещаниям исправиться. Таков сюжет многих рассказов женщин, запутавшихся в отношениях с абьюзерами. Истории, с которыми мы хотим познакомить вас, о том же, но финал в них все-таки обнадеживает: героини смогли уйти от своих мучителей и начать новую жизнь. Им помогли специалисты приемного отделения центра «Скворушка» в Вельске, при котором работает отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. На прошлой неделе мы говорили о том, как устроена работа там, с заведующей отделением Ириной Васильевской, а сегодня делимся реальными примерами из их практики.
Ударил табуреткой и сломал жене палец
У Ольги (имя изменено) был муж и двое детей. Периодически мужчина выпивал, появляясь дома в этом состоянии, начинал распускать руки. Ольга знала, что ждет ее, если муж сильно задерживался на работе. Одно из его появлений дома было таким: громкий стук в дверь, женщина открывает и тут же отлетает в угол от сильного удара. Муж подходит к плачущей жене, хватает за запястье, дает пощечину и требует накрыть на стол.
Утром дебошир уже вымаливает прощения: мол, не знает, что и нашло. Мир в семье после этого случая держится с месяц: трезвый работящий муж, хороший отец и помощник по хозяйству. Только в день зарплаты заботливого главу семейства снова переклинивает. Домой возвращается пьяный и озлобленный мужчина: огрызается, кричит, что в доме бардак, и снова накидывается с кулаками.
Такое повторялось всё чаще. Конец терпению пришел, когда муж взял в руки табуретки: удар пришелся по руке, Ольга сломала палец. В ту же ночь, пока муж спал, она собрала вещи, детей и убежала к подруге. Та убедила обратиться к врачу.
Когда женщина шла из больницы с гипсом на пальце, наткнулась на центр «Скворушка». Сомневалась, но зашла и попросила помощи. Так она оказалась в социальной гостинице: здесь с ней работали психологи, помогали не только обдумать отношения с мужем, но и наладить контакт с детьми.
Муж Ольги узнал, где теперь живет его семья, и заявился в центр — сразу подшофе. Его быстро выпроводили, но он стал шантажировать жену тем, что бросит, что она никому больше не будет нужна. Через два месяца он решил действовать иначе: закодировался, снял новое жилье для семьи и позвал жену обратно. И Ольга поверила.
Только хватило мужа всего на 8 месяцев, а потом всё сначала: алкоголь и побои. На этот раз жена не стала терпеть и вернулась в «Скворушку». Всё пошло по кругу: сеансы у психолога, уверения мужа, что исправится. Только Ольгу его слова больше не тронули.
Она устроилась на работу, нашла детям садик, сняла двухкомнатную квартиру. Бывшему мужу видеться с детьми не запрещает — их-то он не обижает.
Запер дома, общаться с родными не разрешал
20-летняя Елена (имя изменено), когда о ней узнали в «Скворушке», была на 13-й неделе беременности. Врачи ставили ей анемию 2-й степени и дефицит веса, а в центре помогали — давали горячее питание.
На тот момент девушка была замужем, с мужем они оба — сироты: учились в техникуме, жили в общежитии. Из родных у Елены были сёстры и бабушка, которая беспокоилась о судьбе внучки.
Супруг девушки собирался оставить техникум — хотел работать вахтами. Елена переживала, что не успеет подготовиться к рождению малыша: муж к этим беспокойствам оставался равнодушен. Зато интересовался выпивкой.
К середине срока отношения стали накаляться. Муж бросил учебу и настаивал на переезде в его родной район. Под его давлением Елена согласилась. Родные ее не поддержали, поэтому общение с ними прервалось.
Когда появился на свет сын, Елена снова вышла на связь с бабушкой и сестрами, хотя муж был против этого. Он стал вести себя агрессивнее, чем раньше: унижал, даже бил. Елена пыталась это скрыть, но бабушка все-таки узнала, что происходит в семье внучки, и увезла ее в вельский центр. Супругу об этом ничего не сказали.
Елена с малышом оказалась в социальной гостинице: здесь ее учили заботиться о ребенке, помогли подать заявление в полицию о побоях, а также оформить развод. Решиться на него молодой девушке было сложно, ведь муж начал звонить, говорить, что исправится, руку не поднимет. А потом снова переходил к угрозам: мог подкараулить у центра, избить.
Прожив в гостинице почти месяц, Елена с сыном уехала к бабушке. Бывший супруг навещал, но особо не помогал: несколько раз лишь приносил набор продуктов. Зато скандалил, требовал вернуться, говорил грубости.
Елена продолжала общение с психологами, пыталась разобраться, почему стала жертвой домашнего насилия. Но через некоторое время вновь съехалась со своим обидчиком, отказалась от взыскания с него алиментов. Только лучше отношения так и не стали: опять начались скандалы и побои.
Последней каплей в этой истории стал такой эпизод: муж держал Елену взаперти двое-трое суток и запрещал выходить на контакт с подругами, родными. Те не понимали, куда пропала девушка, почему с ней нет связи. Елене удалось убежать из дома. Она обратилась в полицию, а оттуда ее направили снова в центр «Скворушка».
Бывший муж опять преследовал, на него несколько раз написали заявления в полицию. В итоге мужчину судили, приговорили к обязательным работам. Теперь Елена с бывшем мужем живут в разных районах и не общаются.
Родственникам говорил, что убьет
Молодая мама Оксана (имя изменено) около двух лет жила с Максимом (имя изменено). И эти отношения обернулись для нее кошмаром: мужчина бил и угрожал расправой. Причем заявлял об этом не только самой Оксане, но и ее семье.
В «Скворушку» женщина обратилась сама, когда поняла, что сил жить в постоянном страхе за себя, сына (ему на тот момент было 7 лет) и других родственников больше нет. Северянка рассказала, что Максим бил ее клюшкой, родственникам говорил, что убьет ее. Вспышки гнева у сожителя возникали на почве ревности. Когда это случалось, Оксана звонила в полицию, но те могли и не приехать на вызов.
Женщине объясняли, что можно остаться в социальной гостинице, обезопасить себя, но она вернулась домой. А через несколько недель вернулась, потому что Максим вновь угрожал расправой. Оказалось, он вывез подругу за город, забрал телефон и угрожал, что отрежет ей пальцы, что убьет. Когда на машине они заехали на автозаправку, Оксана попросила о помощи и вызвала полицию. Но в итоге сама же уехала домой с Максимом. На ночь, правда, осталась у его родителей, а утром Максим отвез в «Скворушку» и уехал — на машине Оксаны, забрав документы и деньги.
На мужчину написали заявление в полицию — по факту угона автомобиля. Оксана осталась в гостинице. Вскоре туда привезли и ее сына, который тогда жил у бабушки, но Максим начал выслеживать и его.
Мужчина не оставлял сожительницу с сыном и в центре: ходил под окнами днем и ночью, за что на него написали еще одно заявление в полицию. Осаждал звонками.
Когда Оксана с сыном уехала из гостиницы домой к своей маме, Максим продолжал преследования (хотя к тому моменту на него написали уже три заявления в полицию и одно в прокуратуру). Это длилось еще два месяца, но женщина больше не поддавалась на уговоры. А потом решилась на смену работы и переезд, что помогло разорвать контакт полностью.
Напомним, что мы не раз в своих текстах поднимали тему насилия в семье. Так, в 2018 году публиковали истории женщин, пострадавших от озлобленных мужей, которые рассказывали о том, что с ними произошло, на выставке «О чем молчат женщины» — делали они это очень необычно, в формате коллажей. О ситуациях абьюза в отношениях мы рассказывали и этим летом: собрали истории и обсудили с психологом, как можно было избежать подобного.
Если у вас происходит что-то подобное, то вы можете обратиться за консультацией и помощью по всероссийскому телефону доверия: 8 800 7000-600.
Телефон для связи с центром «Скворушка» — +7 906 284-03-45. Хотя центр и расположен в Вельске, принять там могут жительниц самых разных уголков Поморья.
Если вы столкнулись с насилием в Архангельской области, помочь могут также в АНО поддержки инициатив в области семьи, материнства, отцовства и детства «Новый взгляд». Обратиться к ним можно по телефону +7 902 704-05-61.