Реакция на откровенную фотосессию в центре Архангельска в очередной раз показала, как по-разному понимают люди одной эпохи нормы приличия и пределы внутренней свободы. И всё не замыкается на конфликте поколений. Ровесники тоже спорят, где и когда раздеваться уместно, и порой доходит до агрессии. Решили обсудить тему с экспертом. О нашем интересном времени, когда в онлайн-фотоальбомах яркие моменты из жизни нередко чередуются с ягодицами в зеркале, мы поговорили с сексологом Анной Первушиной. Публикуем ее мнение.
Не только сфера сексуальности, но и многие другие аспекты в жизни современного человека сегодня характеризуются сужением сферы запретного. Мы стали больше себе разрешать. Больше проявляться в творчестве, в искусстве, ну и в сексе, конечно.
Фотосессии в белье, танцы, курсы по раскрепощению и развитию сексуальности — всё это стало чем-то очень привычным для многих.
Сейчас сложно оценить — хорошо это или плохо. Оценку этой тенденции можно дать только спустя время. Когда человек живет в атмосфере сплошных запретов, он подавлен, но и если человек живет в полном отсутствии запретов, это тоже ведет к деградации.
«При этом, как показала ситуация [с фотосессией в Архангельске], подобные публичные мероприятия до сих пор вызывают шквал эмоций и конфликт мнений»
Тема сексуальности всегда была одной из самых острых для обсуждений, даже среди людей, далеких от научной сексологии. Дискуссии ведутся даже по поводу самого понятия «пол». С одной стороны, классические представления о том, что существует только два пола — мужской и женский, а с другой, есть, к примеру, определение Гамбургского института сексологии, по которому существует что-то около 56 разновидностей полов.
Отдельно хотелось бы отметить влияние подобных ситуаций на детей. Очень классно как-то сказал педагог Януш Корчак: «Детей нет, есть люди». Всё зависит от среды и воспитания. Конечно, если мама испугается и начнет ругаться, тыкать пальцем и кричать «фу», то это может оставить отпечаток на детской психике. Но, может быть, это станет для вас поводом поговорить с ребенком на тему полового воспитания и спокойно объяснить ему про его личные границы и контрацепцию, чтобы обезопасить его и обеспечить комфортное вхождение во взрослость?
Сегодня мы только-только начинаем разбираться со стереотипами и убеждениями, сформированными влиянием секс-негативной культуры прошлого, поэтому и существует такое расхождение мнений.
«Ничего страшного, если в 2023 году вам неприятно публично оголяться или пробовать экзотические сексуальные практики, чаще всего это дело вкуса»
Есть куда более серьезные проблемы, которые действительно требуют более разрешающего подхода и оперативных решений. Например, порицание женщин, лишившихся девственности до брака, или отсутствие полового воспитания в школах, а следовательно, рост нежелательных беременностей.
Как сексолог-консультант я уже несколько лет общаюсь с людьми разных поколений на тему сексуальности и могу точно сказать, что возраст, как и размер, тут не важны. Мы все разные, и в этом правиле есть много исключений. Не стоит забывать, что молодежь, которая выросла в эпоху развития интернета, получила от этого не только сексуальную свободу или «распущенность», как многие считают, но и множество комплексов, навязанных широко распространенной порнографией или богатыми картинками из социальных сетей.
«Сегодня в сексологии не существует единого критерия нормы. Я бы совершенно точно не стала относить фотосессию в белье к новой форме эксгибиционизма»
Но справедливости ради можно пользоваться временными критериями нормы сексуального поведения, предложенными Гамбургским институтом сексологии, где один из важных критериев: отсутствие морального ущерба окружающим. Поэтому место проведения таких съемок стоит выбирать чуть тщательнее.
Согласны с автором?