Студенты и преподаватели САФУ и СПБГУ этим летом ездили по деревням Архангельской области. Например, они сплавлялись на байдарках по реке Сояна и собирали информацию в деревнях Усть-Поча, Лопшеньга и других. Они замеряли климатические показатели и много общались с местными жителями. И выяснили у них, изменилось ли что-то в погоде, в природе и, самое главное, как это отразилось на их быте и традиционных промыслах.
— На вопрос, меняется ли что-то, люди сначала отвечали, да вроде ничего не меняется. А дальше, когда начинаешь задавать уже конкретные вопросы, оказывается, что изменений очень много и серьезных. Мы не проводили массовые опросы, а делали большие интервью. Опрашивали не только пожилых людей, но и молодежь, школьников. Пригодилась привычка, которая есть у многих пожилых людей, — вести такие дневники погоды. Они были разного качества, но зато свои наблюдения люди уже могли чем-то подкрепить, — рассказала руководитель проекта «Климат, образование, молодежь» Антонина Кулясова.
Получился целый список деревенских занятий, которые сильно зависят от погодных изменений: сбор грибов и ягод, рыболовство, кочевое оленеводство, животноводство, заготовка древесины, растениеводство, пчеловодство.
Вот какие изменения в погоде за последние годы и их основные последствия чаще всего фиксируют сельские жители:
зимы стали теплее, продолжительность низких температур сократилась (то есть если лет 20–30 назад мороз мог длиться месяц и более, то сейчас — максимум неделя или даже меньше), не образуется крепкий наст. Последствия: проблемы с дорогами и переправами, труднее сохранить улов во время оттепелей (нужны морозильные камеры), тяжелее заготавливать лес зимой, происходит обледенение деревьев из-за резких перепадов температур;
наступление зимы задерживается, период ледостава затягивается до 2–3 месяцев — это значит, что люди надолго оказываются оторваны от областного центра, задерживается перегон оленей, меняются сроки прихода рыбы на нерест осенью, затруднен подледный лов, гибнут пчелы;
возвратные заморозки — их становится больше. То есть, с одной стороны, весна приходит раньше, но, с другой, из-за возвратных заморозков в мае-июне она затягивается, могут быть перепады жары днем и мороза ночью. Всё это осложняет посадки, цветение и влияет на сельское хозяйство: очень сложно становится выбрать период посадки, тогда как у жителей раньше были традиционные даты;
ранний сход льда с рек и большое количество открытой воды дают больше доступа хищникам к малькам семги, из-за чего большое количество рыбы гибнет, и в целом рыбы становится меньше;
неравномерное распределение осадков (короткие засушливые периоды и длинные периоды дождей) и более холодные лета тоже влияют на посадки на огородах, люди также замечают в последние годы неурожаи ягод и грибов, возникают проблемы с сенокосом. К людям выходят голодные животные — особенно много медведей;
усиление ветров, большее количество штормов и изменение их направлений — рыбаки считают, что рыба не идет на нерест в некоторые реки, которые раньше любила, именно из-за этого, пчеловоды тоже видят в этом проблему.
Эти перемены — мнение самих жителей, и существуют они пока именно в форме народных наблюдений. Ученым еще предстоит подтвердить или опровергнуть многие из них, проанализировав другие данные. Ведь на традиционные промыслы и разные виды сельской деятельности могут влиять многие факторы. И нет гарантии, что именно погодные трансформации — главная причина.
— Задача нашего проекта — сформулировать запрос населения к ученому сообществу. К примеру, мы в деревню приехали, и вопрос к нам сразу от местного рыбака: «Ты ученый? Эй, почему у меня рыбы нету?» Выясняется, что три года уже рыбы у него нет. То есть места лова, к которым он привык, теперь стали пустыми. А если мы выясним почему, тогда, возможно, всё вернется на свои места, — сказала заведующая кафедрой географии и гидрометеорологии САФУ Людмила Драчкова.
— Точно на все вопросы в рамках проекта не ответим, хотя очень хочется даже издать такой сборник вопросов к научному сообществу: почему это всё происходит на большей части территории Севера? Но нужно брать факты и работать с ними, отличая их от интерпретаций. То есть, например, пустой невод у рыбака — это факт, но у факта могут быть разные объяснения, и в этом сложность, — подытожила кандидат биологических наук, специалист по работе с лесом и климатом Анна Немчинова.
Проект «Климат, образование, молодежь» объединяет сотрудников НКО, преподавателей университетов и других специалистов, художников, студентов разных курсов и профилей, а также активную молодежь для решения проблем, возникающих в результате климатических изменений, и поиска методов адаптации к данному процессу. Он реализуется Центром независимых социологических исследований* в Санкт-Петербурге совместно с САФУ, СПБГУ и экопоселением Сюдербин в Швеции.
Кстати, этой осенью Архангельск присоединился к всероссийской климатической забастовке. Горожане в одиночку стояли с плакатами против изменения климата, а также провели массовый пикет.
* Включен в реестр иноагентов