Проверили сидения, зарядили телефон и прокатились на московском подарке. Мы съездили на автотранспортное предприятие, где сейчас находятся 30 ЛиАЗов, переданных Архангельску Мосгортрансом. Заодно узнали у замминистра транспорта региона — за что нашему городу такое счастье привалило?
Первым делом спрашиваем: где тут можно зарядить телефон? Ищем обещанные разъёмы для зарядки и находим в середине салона на поручнях. Выглядят они как маленькие коробочки, по два «гнезда» в каждой. Так что пассажирам придётся выбирать: стоя заряжать свой гаджет или ехать сидя с разряженным.
— Вот видите, разъёмы целые, никто их не ломал, хотя автобусы эксплуатировались в Москве два месяца. Потому что там люди относятся к технике, как к своей, — философствует заместитель областного министра транспорта Олег Мишуков. — Посмотрим, сколько у нас продержатся эти устройства без ремонта.
ЛиАЗы, и правда, можно назвать подарком. Выглядят они прилично снаружи и внутри. Может, обивка на сидениях слегка потёрта, но это ещё присмотреться надо. Нет ощущения, что Архангельску отдали автобусы из соображений «всё равно выбрасывать». Пробег у них, в среднем, около десяти с лишним тысяч километров, плюс примерно две тысячи намотали, когда перегоняли в Архангельск.
— Мосгортранс сейчас переходит с автобусов на электробусы. Мы первые в стране, кому Москва передает часть автопарка. Теоретически, нам могли подарить автобусы постарее. Но есть соглашение о сотрудничестве, которое заключили в сентябре 2012 года между Москвой и Архангельской областью. В рамках него и подарили Архангельску почти новые автобусы, — рассказывает Олег Мишуков. — В июне я приехал в столицу и выбрал именно их. По Москве эти ЛиАЗы ездили с апреля.
В автобусе есть кондиционер — его будут включать летом, зимой салон отапливается. Для инвалидов-колясочников снаружи рядом с дверями есть кнопка вызова водителя, можно опустить пандус. Но, по словам директора «Архтрансавто» Николая Карягина, эта опция больше подходит для людей на электрических инвалидных колясках. Вопрос — ездят ли они на общественном транспорте? На механической коляске проще заехать самому или попросить сопровождающего помочь. Водитель обязан максимально близко подъехать к бордюру, если видит инвалида на остановке.
Снаружи на корпусе и внутри по всему салону установлены видеокамеры. Так что водитель видит всё, что происходит вокруг. Записи хранятся месяц. Единственное, что москвичи оставили себе при передаче автобусов, — валидаторы для считывания транспортных карт.
Салон осмотрели, сиденья опробовали — стандартные, нигде ничего не шатается, закреплены хорошо. Идём в кабину водителя.
— Здесь установлено пневмосидение. В него встроен датчик веса. Он не позволит автобусу тронуться с места, если никого нет за рулём, — поясняет Николай Карягин. — В случае какого-то несчастья с водителем автобус сам остановится.
Есть одно «но»: датчик распознаёт человека весом от 45 килограммов. То есть худенькую девушку-водителя он не признает. Для нормальной работы придётся перепрограммировать электронику. В Архангельске такой проблемы может и не возникнуть, а вот в Москве, говорят, всё чаще барышни водят городские автобусы.
— Три двери и везде низкий пол, нет ступенек — это плюс, — говорит директор «Архтрансавто» Николай Карягин. — А вот колёсная арка занята под огнетушители, здесь нет сидений. Вот как на это посмотрят пассажиры? Узнаем. Здесь 21 посадочное место, в МАЗе — 23. Общая вместимость МАЗа — 72 человека, ЛиАЗа — 70.
В 2020 году грядёт обновление автобусного парка в Архангельске. Николай Карягин, как директор фирмы-перевозчика, хочет за оставшиеся полтора года посмотреть, кто выживет на наших дорогах: МАЗы, коих в Архангельске сейчас 35, или московские ЛиАзы. Исходя из этого и будут в 2020-м заказывать новую технику.
— Для меня ЛиАЗ — это «Мерседес», а МАЗ — это «Тойота». Второй — надёжный и менее компьютеризированный. А здесь более сложный продукт, нужно специальное диагностическое оборудование, а дилер за две тысячи километров отсюда. Запчасти дорогие. Оригинальная турбина стоит 280 тысяч рублей, — рассуждает Карягин.
Спрашиваем про старые пазики — куда их денут? В интернете висят объявления о продаже таких автобусов — отдают за 100 тысяч рублей.
— Конечно, он стоит дороже, тут металлолома на 50 тысяч. Но за более высокую цену никто не купит, — утверждает Николай Карягин. — Кто-то предпочитает купить такой автобус и дооборудовать так, как ему надо. Кто-то берёт только ради красивого номера, а потом сдаёт в металлолом. На линии их всё равно не выпустят — есть ограничения по дате производства. Покупатели ездят даже из других городов и регионов.
Просим прокатить — нам не отказывают. Правда, круг делаем по территории автопредприятия. Поначалу автобус дребезжит, но как только набирает ход, вибрация уменьшается. Дорога тут тоже не ахти — периодически потряхивает.
— Один такой ЛиАЗ стоит семь миллионов рублей. Техника дорогая, её нужно эксплуатировать в хороших условиях, где заменено дорожное покрытие. Пока вместе с администрацией города решаем, на какие маршруты поставить. Скорее всего, это будут 44-й, 54-й, 12-й маршруты. Чтобы в том же аэропорту или на железнодорожном вокзале гостей встречали новые автобусы, — говорит замминистра.
И всё-таки нам подарили автобусы просто так или в обмен на что-то, как пишут в соцсетях? Например, за открытие мусорного полигона на станции Шиес, куда собираются везти отходы из Московской области. Олег Мишуков отвечает:
— Мне как транспортнику, обидно, когда пишут в комментариях, мол, автобусы в обмен на свалку. Ничего подобного. Я даже коллег спросил — в Мосгортрансе знать не знают ни о каких свалках.
Осталось дождаться, когда «москвичей» выпустят в город. Произойдёт это до конца года. На вопрос, повысится ли стоимость проезда, Олег Мишуков ответил отрицательно. Но это касается ближайшей перспективы.
Элла Микушева