Дороги и транспорт Старые или всё-таки новые? Смотрим автобусы, которые Москва подарила Архангельску

Старые или всё-таки новые? Смотрим автобусы, которые Москва подарила Архангельску

Низкопольные ЛиАЗы пока только готовятся выйти на городские маршруты

До передачи Архангельску автобусы два месяца ездили по Москве 

Проверили сидения, зарядили телефон и прокатились на московском подарке. Мы съездили на автотранспортное предприятие, где сейчас находятся 30 ЛиАЗов, переданных Архангельску Мосгортрансом. Заодно узнали у замминистра транспорта региона — за что нашему городу такое счастье привалило?

Видео: Кристина Полевая

Первым делом спрашиваем: где тут можно зарядить телефон? Ищем обещанные разъёмы для зарядки и находим в середине салона на поручнях. Выглядят они как маленькие коробочки, по два «гнезда» в каждой. Так что пассажирам придётся выбирать: стоя заряжать свой гаджет или ехать сидя с разряженным.

— Вот видите, разъёмы целые, никто их не ломал, хотя автобусы эксплуатировались в Москве два месяца. Потому что там люди относятся к технике, как к своей, — философствует заместитель областного министра транспорта Олег Мишуков. — Посмотрим, сколько у нас продержатся эти устройства без ремонта.

В автобусе есть разъемы для зарядки мобильных устройств

ЛиАЗы, и правда, можно назвать подарком. Выглядят они прилично снаружи и внутри. Может, обивка на сидениях слегка потёрта, но это ещё присмотреться надо. Нет ощущения, что Архангельску отдали автобусы из соображений «всё равно выбрасывать». Пробег у них, в среднем, около десяти с лишним тысяч километров, плюс примерно две тысячи намотали, когда перегоняли в Архангельск.

— Мосгортранс сейчас переходит с автобусов на электробусы. Мы первые в стране, кому Москва передает часть автопарка. Теоретически, нам могли подарить автобусы постарее. Но есть соглашение о сотрудничестве, которое заключили в сентябре 2012 года между Москвой и Архангельской областью. В рамках него и подарили Архангельску почти новые автобусы, — рассказывает Олег Мишуков. — В июне я приехал в столицу и выбрал именно их. По Москве эти ЛиАЗы ездили с апреля.

В жару теперь не нужно открывать форточки

В автобусе есть кондиционер — его будут включать летом, зимой салон отапливается. Для инвалидов-колясочников снаружи рядом с дверями есть кнопка вызова водителя, можно опустить пандус. Но, по словам директора «Архтрансавто» Николая Карягина, эта опция больше подходит для людей на электрических инвалидных колясках. Вопрос — ездят ли они на общественном транспорте? На механической коляске проще заехать самому или попросить сопровождающего помочь. Водитель обязан максимально близко подъехать к бордюру, если видит инвалида на остановке.

Из салона автобуса инвалид-колясочник тоже может связаться с водителем

Снаружи на корпусе и внутри по всему салону установлены видеокамеры. Так что водитель видит всё, что происходит вокруг. Записи хранятся месяц. Единственное, что москвичи оставили себе при передаче автобусов, — валидаторы для считывания транспортных карт.

Салон осмотрели, сиденья опробовали — стандартные, нигде ничего не шатается, закреплены хорошо. Идём в кабину водителя.

— Здесь установлено пневмосидение. В него встроен датчик веса. Он не позволит автобусу тронуться с места, если никого нет за рулём, — поясняет Николай Карягин. — В случае какого-то несчастья с водителем автобус сам остановится.

Есть одно «но»: датчик распознаёт человека весом от 45 килограммов. То есть худенькую девушку-водителя он не признает. Для нормальной работы придётся перепрограммировать электронику. В Архангельске такой проблемы может и не возникнуть, а вот в Москве, говорят, всё чаще барышни водят городские автобусы.

— Три двери и везде низкий пол, нет ступенек — это плюс, — говорит директор «Архтрансавто» Николай Карягин. — А вот колёсная арка занята под огнетушители, здесь нет сидений. Вот как на это посмотрят пассажиры? Узнаем. Здесь 21 посадочное место, в МАЗе — 23. Общая вместимость МАЗа — 72 человека, ЛиАЗа — 70.

В ЛиАЗе — 21 посадочное место. Всего автобус вмещает 70 пассажиров

В 2020 году грядёт обновление автобусного парка в Архангельске. Николай Карягин, как директор фирмы-перевозчика, хочет за оставшиеся полтора года посмотреть, кто выживет на наших дорогах: МАЗы, коих в Архангельске сейчас 35, или московские ЛиАзы. Исходя из этого и будут в 2020-м заказывать новую технику.

— Для меня ЛиАЗ — это «Мерседес», а МАЗ — это «Тойота». Второй — надёжный и менее компьютеризированный. А здесь более сложный продукт, нужно специальное диагностическое оборудование, а дилер за две тысячи километров отсюда. Запчасти дорогие. Оригинальная турбина стоит 280 тысяч рублей, — рассуждает Карягин.

Теперь никаких бумажных объявлений на стёклах. В автобусе установлены два монитора для рекламы

Спрашиваем про старые пазики — куда их денут? В интернете висят объявления о продаже таких автобусов — отдают за 100 тысяч рублей.

— Конечно, он стоит дороже, тут металлолома на 50 тысяч. Но за более высокую цену никто не купит, — утверждает Николай Карягин. — Кто-то предпочитает купить такой автобус и дооборудовать так, как ему надо. Кто-то берёт только ради красивого номера, а потом сдаёт в металлолом. На линии их всё равно не выпустят — есть ограничения по дате производства. Покупатели ездят даже из других городов и регионов.

Просим прокатить — нам не отказывают. Правда, круг делаем по территории автопредприятия. Поначалу автобус дребезжит, но как только набирает ход, вибрация уменьшается. Дорога тут тоже не ахти — периодически потряхивает.

— Один такой ЛиАЗ стоит семь миллионов рублей. Техника дорогая, её нужно эксплуатировать в хороших условиях, где заменено дорожное покрытие. Пока вместе с администрацией города решаем, на какие маршруты поставить. Скорее всего, это будут 44-й, 54-й, 12-й маршруты. Чтобы в том же аэропорту или на железнодорожном вокзале гостей встречали новые автобусы, — говорит замминистра.

30 низкопольных автобусов сейчас находятся на одном из автотранспортных предприятий

И всё-таки нам подарили автобусы просто так или в обмен на что-то, как пишут в соцсетях? Например, за открытие мусорного полигона на станции Шиес, куда собираются везти отходы из Московской области. Олег Мишуков отвечает:

— Мне как транспортнику, обидно, когда пишут в комментариях, мол, автобусы в обмен на свалку. Ничего подобного. Я даже коллег спросил — в Мосгортрансе знать не знают ни о каких свалках.

Осталось дождаться, когда «москвичей» выпустят в город. Произойдёт это до конца года. На вопрос, повысится ли стоимость проезда, Олег Мишуков ответил отрицательно. Но это касается ближайшей перспективы.

Элла Микушева
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления