У Соловецкого камня в парке Ломоносова в Архангельске собрались на митинг работники 2-го Архангельского авиаотряда и их коллеги из Нарьян-Мара. Были здесь и неравнодушные северяне — не только архангелогородцы, но и жители глубинки, которые могут добраться до столицы региона только по воздуху. Всех волнует судьба малой авиации, а она, считают участники митинга, под угрозой. Причина тому — создание новой авиакомпании «Арктика» на базе Архангельского и Нарьян-Марского авиаотрядов. Стрим с мероприятия можно посмотреть здесь.
Авиаторы боятся, что их предприятия, которые ценой огромного труда выжили в 90-е годы, сейчас обанкротятся из-за «Арктики». Соглашение о создании авиакомпании подписано губернаторами Архангельской области и НАО, но нет ни бизнес-плана, не продуманы ни маршрутная сеть, ни кадровая политика. Известно одно — в лизинг на 12 лет возьмут как минимум три самолета «Сухой Суперджет». Об этом и говорили на митинге. Одним из первых взял слово заместитель гендиректора 2-го Архангельского авиаотряда по организации летной работы Сергей Шамов:
— Нам говорят, что финансовая деятельность 2-го авиаотряда, Нарьян-Марского авиаотряда будет отдельно и авиакомпании «Арктика» будет отдельно. Тогда в чем суть объединения? И объяснить тоже не могут. Я приехал с совещания, там были зампредседателя правительства области Шестаков и министр транспорта Кривов. На наши вопросы они не смогли ответить. Но на вопрос, будет ли «Суперджет», — по всей видимости, они хотят его взять.
И далее Сергей Шамов привел цифры. Стоимость одного «Суперджета» — 1 миллиард 800 миллионов рублей. Лизинг за один самолет придется платить 15 миллионов в месяц. В год — порядка полумиллиарда рублей. По словам замдиректора авиаотряда, власти собираются оплачивать это из бюджета области.
— В принципе, не сказать, что машина плохая. Но и не блещет своими показателями. Самое сложное — это обеспечение. Отсутствие запчастей, большие проблемы с двигателями. Поскольку двигатели находятся очень низко от земли, камушки, песок попадают в камеру сгорания. И получаются неприятные вещи. В компаниях, которые эксплуатируют эти самолеты, 50 процентов они стоят. Стоимость одного двигателя очень большая, — добавил Шамов.
Авиаторы приходят к выводу, что за счет их предприятий будут банально «кормить» «Арктику». Деньги, которые будут зарабатывать на грузовых перевозках, отдадут на становление новой авиакомпании. Тогда зачем говорить о каком-то развитии?
— Меня просили не называть имен. Но страна должна знать героев, — продолжил Сергей Шамов. — Инициатором всего этого был господин Матюха Сергей Владимирович, который был председателем совета директоров «Интеравиа». Компания обанкротилась. Был членом совета директоров «Псковавиа». Росавиация аннулировала у компании сертификат эксплуатанта. То есть компания не может существовать. Сейчас он является членом совета директоров Нарьян-Марского авиаотряда.
Сотрудников 2-го авиаотряда пытаются убедить, что есть некая ненецкая нефтяная компания, которая якобы готова вложить в этот проект несколько сотен миллионов рублей. Но при условии: если возьмут в лизинг «Суперджеты». Якобы на них будут возить детей из Нарьян-Мара на юг. На каких еще направлениях самолеты будут работать, сотрудникам 2-го авиаотряда пока затрудняются сказать. В качестве варианта называют Калининград. Где будут базироваться и обслуживаться эти самолеты, тоже непонятно. По словам Сергея Шамова, в Нарьян-Мар еще ни один «Суперджет» не летал, взлетно-посадочная полоса может не подойти для такого воздушного судна.
Эмоционально высказалась одна из сотрудниц 2-го Архангельского авиаотряда. Вспомнила она и нового человека в руководстве предприятия — бывшего руководителя Корпорации развития области Алексея Ковалева:
— Слушала сейчас на собрании в нашем отряде наших депутатов и представителей власти. Таких сказок, ребята, — сказок бабушки Агафьи — за 45 лет я еще не слышала. На горбу нашего отряда, на горбу наших пилотов хотят построить какую-то «Арктику». Да пусть они строят, где хотят! Губернатор губит наш отряд. 20 лет мы знали, что у нас есть один генеральный директор, который вытащил из пропасти благодаря коллективу. Сейчас у нас еще один директор появился — по развитию предприятия. Как мы жили до этого? Он пришел с огромной зарплатой, которую отбирают у наших людей. И он ходит, похохатывает. Губернатор не пришел. Сегодня приехали поговорить с людьми. А почему они не приехали месяц назад? Нам наваливают то, что никому не надо. Он временщик, наш губернатор, а мы здесь живем.
К микрофону вышла и фельдшер из села Ручьи Мезенского района. В те края регулярно летают воздушные суда 2-го авиаотряда.
— Медикаменты у нас ходят только самолетом с Мезени. Пенсия, почта везутся всегда тоже только самолетом, — рассказала женщина. — Не будет авиации — всё. Деревня наша небольшая, 200 человек. Все больные ездят сюда, в Архангельск, у нас Мезенская ЦРБ на ладан дышит. Обследуются все в городе. Наше население вымрет, если не будет вашего 2-го объединенного авиаотряда. Низкий поклон всем летчикам, которые всегда нас выручают.
Из Нарьян-Мара приехали три летчика. Они на сцену подниматься не стали, скромно стояли с флагами в толпе.
— У нас перемены в авиаотряде. Приходят новые начальники, — пояснил командир экипажа Ми-8 из Нарьян-Мара Виктор Вехлов. — Нас хотят развалить, и нам хотят навязать эти «Суперджеты». А у нас летчиков не хватает. У нас были разговоры с властями. Нам сказали: «Если вы что-то хотите, делайте сами».
Выступили на митинге только два представителя власти: депутат областного собрания Ирина Чиркова, которая первая и сообщила о митинге 17 мая, и ее коллега по партии — депутат Госдумы Ольга Епифанова. По словам Ирины Чирковой, региональные депутаты предложили в конце следующей недели провести круглый стол, куда пригласят губернаторов Архангельской области и НАО, представителей Минтранса региона, сотрудников авиаотрядов. Депутат Госдумы от Архангельской области Ольга Епифанова пообещала в понедельник, 20 мая, начать работу с федеральным Министерством транспорта.
Элла Микушева