Речной буксир — не самое заметное судно в порту. Это маленькая рабочая лошадка, которая за день может выполнить несколько заданий. «Энтузиаст» «бегает» по порту Архангельск, заходит в районы области и даже иногда добирается до соседних регионов. Этому буксиру уже за 80, но на пенсию он не собирается. И вполне оправдывает своё название: несмотря на участие в двух войнах, всё так же крепок и трудолюбив.
Первая, советско-финская
Когда-то на буксире была мемориальная доска «В память о заслугах перед Родиной». Она появилась по приказу командующего Балтийским флотом в 1947 году. Во время реконструкции «Энтузиаста» её потеряли. Заново её установили только в 2015-м в День ВМФ. И заслуженно — буксир действительно понюхал пороху на двух войнах.
Детали «военной карьеры» буксира собрали воедино сотрудники Северного морского музея. Судно построили и спустили на воду в 1935 году на Ижорском заводе в Колпино. Тогда оно носило другое имя — «Ижорец № 30». В 1936 году паровой буксир передали Северо-Западному речному пароходству.
В сентябре 1939 года Наркомат речного флота отправил паровой буксир на переподготовку. «Ижорца-30» переоборудовали в минный тральщик. Его функции отныне — поиск и уничтожение мин, проводка других судов через минные «ловушки», его имя теперь — «ТЩ-30». В конце ноября того же года тральщик включили в состав Ладожской военной флотилии Краснознаменного Балтийского флота. Она базировалась в Шлиссельбурге.
«ТЩ-30» отправляют на советско-финскую войну. И там 8 декабря он получает первое боевое «ранение». Уходит из-под обстрела и случайно налетает на камни. Командир отдал приказ выбросить судно на мель, что и спасло тральщик. Забрали его только летом 1940 года, когда финская война закончилась. Сняли вооружение и вернули на гражданскую работу — в Беломоро-Онежское пароходство.
Вторая, мировая
Буксир вновь переоборудовали в тральщик в июле 1941 года. Одно из первых заданий на Великой Отечественной — проводка кораблей Балтийского флота от острова Гогланд до Кронштадта и спасение людей, оказавшихся на потопленных кораблях. Всё это происходило во время эвакуации основных сил Балтийского флота из Таллина в Кронштадт и Ленинград. Тогда погибли больше десяти тысяч военных и более четырех тысяч гражданских лиц. Под авиаобстрелами и при взрывах морских бомб потерпели крушение 62 судна и корабля.
В начале октября 1941 года буксир, носивший тогда имя «ТЩ-68», участвовал в высадке морского десанта в Петергофе. Выводил повреждённые боевые катера от острова Сескар в Финском заливе, перевозил боеприпасы и военнослужащих. В 1942 году тральщик участвовал в десяти боевых операциях, в 1943-м — уже в 116. В том числе он проводил корабли и буксировал баржи с военными на острова Сескар и Лавенсаари. За 1943 год он перевёз 3450 тонн грузов и 750 человек, среди них были командующие фронтами и армиями.
В апреле 1941-го тральщик пострадал от взрыва двух противотанковых мин. Но экипаж починил судно. В конце декабря оно вышло на задание к гавани Лисий нос. Нужно было закрыть от немцев дымовой завесой стоящие там корабли и баржи с боеприпасами. «ТЩ-68» задачу выполнил и ещё раз доказал, что умеет работать в ледовых условиях.
Тральщик снова чуть не погиб в январе 1944 года — его зажало льдами. Но ничего, его привели в порядок. В июне развернулась Выборгская наступательная операция, в которой участвовал и «ТЩ-68». В августе шла подготовка к Таллиннской операции, где тральщик тоже задействовали. Тогда его экипаж сбил два немецких самолёта, спас команду своего боевого товарища «ТЩ-37», который попал под обстрел. А в ноябре морякам пришлось самими спуститься в ледяную воду, чтобы спасти трал-баржу.
В 1946 году — «демобилизация». Гражданское имя — «Ижорец-30» — буксиру вернули и снова приняли в Беломоро-Онежское пароходство. Его отправили в Архангельск. Известно, что паровой котёл заменили на дизельный двигатель в 1960-х годах. Тогда же буксир переименовали в «Энтузиаст». После этого продолжились рабочие будни — на Северной Двине и Сухоне.
Буксир в полном расцвете сил
От отважного тральщика из 40-х годов сейчас осталась часть корпуса возле винта, из внутренностей — некоторые трубопроводы. И ещё кубрик на четырёх человек. По данным «Речной справочной книжки корабельного инженера Е. Л. Смирнова», в военное время экипаж буксира состоял из 15 человек. Сейчас на нём трудится команда из шести человек. «Хороший, маневренный, послушный», — так характеризует судно его капитан Иван Фефилов:
— Если поддерживать его состояние, он ещё и сто лет отпразднует. Буксир работает по порту Архангельск, также заходит в Северную Двину, в реки Пинегу, Вычегду, Вагу. Занимается буксировкой барж, несамоходных судов. Что одна баржа за ним, что три баржи — тянет. У него осадка большая, винт большой, на тягу он хорош.
Для тех, кто не знаком с морскими терминами: осадка — это то, насколько глубоко может погрузиться судно в воду. Чем она больше, тем больше грузоподъёмность. В Архангельске, как и полагается портовому буксиру, «Энтузиаст» помогает большим судам встать к причалу или, наоборот, отчалить.
— Он все утащит, но в зависимости от погоды. Допустим, если судно большое, ветер сильный, будет задувать — надо вдвоём тащить, — замечает капитан.
Самый дальний рейс за последние годы был в Республику Коми. Весной два года назад «Энтузиаст» дошёл до Котласа по Северной Двине, потом зашли в Вычегду, и там до самого Сыктывкара. Тащили туда баржу. Успели, пока уровень воды позволял.
Зимой «Энтузиаст», как говорят моряки и речники, встаёт в отстой — на временную стоянку у причала Архангельской ремонтно-эксплуатационной базы. На зимний отдых он уходит одним из последних — обычно в середине декабря, но всё зависит от погоды. Технические характеристики позволяют работать в «молодом» льду. И выходит на работу весной тоже одним из первых — примерно в середине апреля. Так было и во время войны — навигацию 1943 года на Балтийском флоте он начал первым.
— 30 сантиметров льда он ломает. Выручает, если кто-то замёрз и не может выйти. Лёд ломает, вытаскивает. Другие пароходы могут замёрзнуть, а он нет, — говорит Иван Фефилов (пароходами по старой памяти моряки и речники называют почти все суда).
Сам Иван считает, что работа на портовом буксире нисколько не скучна: всё время разные задания и разные локации. В начале осени, например, сходили до деревни Рочегда Виноградовского района — той самой, где работал врач, для которого местные жители просили награду у президента. Оттуда привезли три тысячи тонн древесины. В навигацию 2016–2017 годов «Энтузиаст» осилил транспортировку плавучей мастерской. Визуально она, как минимум, вдвое больше самого буксира. Её габариты — три тысячи регистровых тонн, или почти восемь с половиной тысяч кубометров.
Несколько лет назад в архангельских СМИ опубликовали предложение потомственного речника Владимира Маркова поставить буксир вместо сгоревшей шхуны «Запад» на Красной Пристани. В компании-судовладельце относятся к таким заявлениям скептически: «Энтузиаст» работает и приносит деньги, оправдывая вложения в его содержание и ремонт. Рановато становиться памятником.