Вы наверняка могли заметить на улицах Архангельска необычный «медный» байк и, возможно, даже сделали с ним несколько кадров для своего Instagram. Владелец этого весьма приметного средства передвижения — архангелогородец Александр Мышов, он же и собрал велосипед с мотором своими руками. Александр рассказал 29.RU, как пришел к идее создать полностью ручной электробайк, из чего он сделан и как реагируют на него прохожие.
Три разные версии, последняя — в стиле стимпанк
Раньше Александр Мышов был обычным велотуристом, но однажды увидел в интернете велочопперы, заинтересовался ими и попробовал создать такой велосипед сам — всегда любил делать что-то руками, для этого у него даже есть целая мастерская в подвале пятиэтажки. Александр собрал свой первый байк, потом еще один, а затем решил устанавливать на них моторы. С этого все и началось.
Велочопперы (велосипеды-чопперы) — велосипеды, внешне похожие на своих «старших братьев» — классические мотоциклы байкеров. С ними их роднит длинная рама, большой руль и характерная вилка. За счет уникального строения центр тяжести этих велосипедов немного смещен, что делает их более накатистыми и существенно упрощает езду по асфальту.
— Я всегда увлекался кастомными велосипедами, у меня были лоурайдер-байки и чопперы. Потом уже захотел более интересный вариант сделать. Есть одна американская кастом-мастерская, которая делает мотоциклы. Я вдохновился их работами и тоже решил попробовать сделать что-то подобное, — рассказал владелец байка.
На свой знаменитый электробайк Александр копил лет пять, а собрал его в общей сложности за три года. Изначально он был совсем не таким, каким мы видим его сейчас.
— Конкретный образец я этой весной выкатил, в прошлом году была другая версия: и вилка была другая — заводская, и заднего амортизатора не было для мягкой подвески. А мне хотелось, чтобы был полностью самодельный. Первая версия — вообще без мотора и педалей.
Кастомный байк архангелогородца, или «шоустоппер», так он его называет, собран в стиле стимпанк. Он сделан полностью из стали, только крылья алюминиевые, но покрашен под медь — это его еще больше выделяет на фоне обычных велосипедов и мотоциклов.
Стимпанк (от англ. steampunk: steam, «пар», и punk, «панк») — направление научной фантастики, включающее технологию и декоративно-прикладное искусство, вдохновленное паровой энергией XIX века.
Сам электробайк одноместный. Вернее, почти. Сзади оборудована специальная капсула с «иллюминатором» в виде турбины для постоянного компаньона в поездках — милого пса Ульриха. Со своим четвероногим другом Александр практически не расстается, а он в свою очередь всегда готов составить хозяину компанию и прокатиться на байке с ветерком под рок-н-ролл.
Хоть байк и на ходу и способен разогнаться до 60 км/ч, покатаешься на нем не везде. Он не предназначен для плохих дорог, что, как мы знаем, в нашем регионе не редкость.
— Я езжу в Северодвинск только вот к друзьям или на дачу к товарищу по М-8 — недалеко. Никуда вроде особо и не надо. А куда-то если совсем далеко ездить — у нас инфраструктура отсутствует. Этот байк не для того, чтобы гонять на нем и преодолевать какие-то преграды. Он не для ям, а для асфальта — это городской вариант. Конечно, «лежачие полицейские» меня не пугают. Но если дороги нормальной не будет, я никуда и не поеду.
Рама из спинки стула и сиденье с косилки
Электробайк двигается за счет мотора и аккумулятора, его зарядки хватает на 100 км. Но можно кататься как и на обычном велосипеде, для этого есть педали. Кстати, аккумулятор — самая дорогая часть всей конструкции. Вообще, по словам Александра, сидеть на байке удобно, а чтобы ездить — это надо еще привыкнуть. Нужно учитывать, что он длинный, и руль расположен не совсем обычно.
Но самое интересное то, что велосипед собран из подручных средств. Его рама была когда-то металлической спинкой стула, а сиденье архангелогородец взял со старой конной косилки.
«Ржавая стояла в поле, вот и снял, пока на металлолом не сдали»
— Как говорится, нашел кусок железа — приварил. От скутера электрического здесь есть детали. Что-то мне отдали просто так за ненадобностью. Как, например, ребята из нашей архангельской мастерской Lets Ride, где чинят велосипеды. Они мне подарили тормозную звездочку большую и б/у запчасти подбрасывают периодически, я использую их для своих проектов. Хорошие ребята, — поделился Александр.
Кстати, резервуар для Ульриха — это на самом деле переделанная бочка для воды, которая обычно используется дачниками. Светодиодную лампу Александр заказал на AliExpress, а большие велосипедные колеса ему доставили из-за границы. Бутылки по бокам от заднего колеса — это колонки, и причем достаточно громкие. Без музыки байкер, как правило, не ездит. Она задает нужное настроение.
Под сиденьем установлен ящик, на первый взгляд, для чего-то ценного. Но в действительности там находится аккумулятор. И наоборот, канистра сбоку предназначена не для топлива, а для перевозки — она пустая внутри. Бортовые огни и стоп-сигнал здесь тоже имеются.
По словам Александра, собрать такой байк несложно. Самая большая трудность для него заключалась в финансовой составляющей.
— Если человеку захочется сделать что-то подобное из обычного велосипеда, это в принципе делается легко. Варить мне помогал мой друг Виктор. Он тоже не сварщик по образованию, но у него получается лучше, чем у меня. Сам могу, но когда нужно сварить посложнее элементы, всегда прошу его. По электронике я обратился к другу Ивану из Северодвинска — здесь требуется человек уже с более глубокими знаниями. Например, он помог мне установить бортовой компьютер, — рассказал байкер.
«Сейчас все просто: наборы для сборок электрических продаются везде, весь интернет завален ими»
О реакции прохожих и планах на будущее
При виде электробайка реакция идущих мимо людей в основном положительная. Многие просят с ним сфотографироваться. Вопросы Александру Мышову обычно задают одни и те же: на какое расстояние велосипед может ездить, тяжелый ли он, сам он его сделал, из чего и так далее.
— Людей больше всего это интересует. Уже можно бумажку прикреплять, — шутит Александр. — А так, чтобы подошел какой-то человек и сказал, что хочет этим тоже заниматься или обменяться опытом, таких я не встречал. Если бы ко мне обратились со словами «я хочу сделать, но не знаю, с чего начать», мне был бы уже интересен сам разговор, и я всегда готов дать совет.
«Всем интересно посмотреть на что-то необычное. Обыденность надоедает»
Продавать свой кастомный байк Александр не собирается. В ближайшем будущем он хочет перейти с механики на гидравлику — его не совсем устраивают тормоза. В планах у байкера также представлять свое изобретение на кастом-шоу, участники которого показывают свои самоделы и обмениваются опытом с другими мастерами.
В прошлом году из-за пандемии мероприятие отменилось, возможно, получится этим летом. А в мае «шоустоппер» архангелогородца стал настоящей звездой на открытии мотосезона. Но на этом Александр Мышов не собирается останавливаться.
— Меня все уговаривают сделать трайк — велосипед на трех колесах. Но я не потяну по финансам, для этого широченные покрышки нужны. А так хочу новый проект создать, этот надоел морально. Когда чего-то добиваешься, нужно идти к следующей цели, старая уже становится не такой радужной. Хочется что-то интересное сделать, не сразу и, может, даже не за один год. Поэтому этот байк еще поездит, — улыбается Александр.
Кстати, в июне Александр Мышов попал в неприятную ситуацию: его электробайк украли, но уже на следующий день вернули обратно. Байкер пробил колесо за городом и пошел заклеивать камеру на дачу — вернулся меньше чем через час, а байка нет. Момент, как велосипед загружают в «Газель», попал в камеру видеорегистратора проезжающего мимо автомобиля. Александр написал заявление в полицию, а позже похититель сам с ним связался, чтобы отдать байк обратно, и подогнал его к гаражу. Свои действия он объяснил тем, что сразу же хотел найти хозяина, так как велосипед остался без присмотра.
Ранее мы познакомились с конструктором-самоучкой из Северодвинска Александром Кустовым, который в одиночку собрал вездеход для экстремального бездорожья. Его «Зик2» напоминает внешне дорогостоящий «Шерп», но его вариант бюджетнее при тех же качествах: может пройти даже по самой убитой дороге, ухабам, песку, мху и ямам, поэтому им интересуются в первую очередь рыбаки и охотники. Он рассказал, как собирал этот компактный вездеход, показал его изнутри и в деле — мы устроили тест-драйв по песчаным холмам.