Каждый год в ледоход и ледостав жители Шенкурска оказываются оторванными от большой земли из-за отсутствия постоянного моста через Вагу. Этой весной ситуация стала критической: местные столкнулись с пустыми полками в магазинах и нехваткой бензина. После открытия паромной переправы поставки наладились, но проблему с транспортным сообщением это не решило — автомобилисты вынуждены часами стоять в очереди на баржу. Северяне публично обращаются к властям и просят выполнить обещание, которое им дали еще в 2020 году, — приводим их аргументы.
«Как в СССР»: о дефиците продуктов и топлива
Понтонный мост через реку Вагу на подъезде к Шенкурску в этом году начали демонтировать раньше, чем обычно, из-за повреждения большегрузами. До открытия паромной переправы людей перевозили на воздушной подушке только в экстренных случаях и к автобусам, для машин дорога в город и из него была закрыта.
По словам жительницы города Татьяны Вебер, в этом году местные находились в изоляции дольше, чем когда-либо.
— Когда снимают понтон, запускают баржу, она может ходить месяц, полтора, бывало и два, когда с понтонами были проблемы. А в период ледостава и ледохода недели две в среднем у нас переправы вообще нет. В этот раз у нас 18 дней была блокада.
«В "Магните" полки опустели вообще напрочь, как в СССР: заходишь — ничего нет»
Местные предприниматели, которые занимаются продуктами, запасаются, в «Магните» просто логистика другая, их никто не предупредил. Мы считаем, что это района косяк. В других магазинах основные товары были, но люди также отмечали, что цены были выше, исчезли некоторые продукты, мамочки жаловались, что детские смеси пропали. Банкоматы у нас работали с перебоями и плюс бензина не было, — рассказала северянка 29.RU.
Как комментировала ситуацию власть
О ситуации, с которой столкнулись местные жители, уже высказалась глава Шенкурского муниципального округа Оксана Красникова. На момент отсутствия переправы она отметила, что в городе создан необходимый запас продуктов и лекарств. Также Красникова объяснила, почему пришлось приостановить продажу бензина автомобилистам.
— Мы договорились с руководством «Роснефти» о завозке топлива в достаточном объеме, но из-за поломки моста это сделать не удалось. Отпуск бензина для населения прекращен, есть необходимый объем для обеспечения служб: медицины, полиции, пищекомбината, почты, образовательных организаций. Я понимаю всё негодование автомобилистов, но на сегодняшний день ситуация такая, какая есть, и измениться она может только с началом навигации.
«У меня к вам человеческая просьба принять эту ситуацию, переждать и ограничить поездки»
Глава Шенкурского округа добавила, что основная причина перебоев в транспортном сообщении через Вагу — география.
— Уважаемые жители, так сложилось географически, что административный центр Шенкурского округа находится на острове, и в период ледохода и ледостава у нас всегда возникают проблемы. Ежегодно мы обращаемся к жителям поездки на апрель месяц — не планировать их. Администрацией округа предпринимаются все необходимые меры для решения вопроса организации переправ.
В округ с рабочим визитом в середине апреля приезжал и депутат «Единой России» Иван Новиков. Он отметил, что некоторые магазины Шенкурска действительно испытывали сложности с товаром, в том числе «Магнит», а детское питание пообещал заказать на маркетплейсах.
— С федеральной сетью «Магнит» я связался, будем договариваться о поиске решений на следующий год. По детскому питанию: постараемся помочь тем мамам, которые вышли на меня. Закажем необходимое питание через маркетплейсы в Ровдино, оттуда уже поможем доставить в Шенкурск, — отчитался депутат.
Про очередь на паром
19 апреля через Вагу заработала бесплатная паромная переправа. Но, по словам местных жителей, проблему с транспортной доступностью она не решила. Каждый день на берегу реки стоит колонна из автомобилистов, водители ждут своей очереди на баржу часами.
— Пробки занимают от часу до трех. Бывает и дольше, если большегрузы стоят с какими-то товарами, потому что на баржу только одна машина влезает большая, соответственно, все остальные ждут. А если большегрузов несколько, то время еще больше затягивается. Вчера пять часов стояла женщина с маленьким ребенком. Для нас это очень серьезная проблема, — рассказала Татьяна Вебер.
Почему строительство моста — единственный выход
Жители Шенкурска видят единственное решение всех проблем в строительстве капитального моста через Вагу в рамках проекта БКАД. Северяне даже создали общественное движение «Шенкурску нужен мост», накануне состоялась первая встреча рабочей группы. На ней, помимо обычных горожан, присутствовали предприниматели, представители администрации и местного собрания депутатов.
— [Отсутствие моста] в целом большой хвост социальных проблем за собой несет: с медициной проблемы, с доставкой детей на учебу... Бывает, что посреди лета вдруг речка разлилась, длины понтонного моста не хватает, бывает, мост перекрывают из-за ремонтных работ, и мы опять катаемся на этой барже, опять пробки и всё прочее. Совершенно очевидно, что это не бесперебойная переправа. Поэтому мы хотим попасть в программу «Безопасные и качественные автомобильные дороги», у нас область по этой программе достаточно успешно работает. Мы изучали паспорт программы, Шенкурск под эти условия подходит полностью, другое дело, что чиновники по какой-то причине не хотят, чтобы мы там были, — считает Татьяна Вебер.
Что говорил про мост Игорь Орлов
Отметим, что еще в 2020 году бывший губернатор Архангельской области Игорь Орлов рассказывал о планах по строительству моста через Вагу в районе Шенкурска. Тогда он заявил, что уже есть проект — соответствующий пресс-релиз был опубликован на сайте «Единой России».
— Мост здесь регионального плана и мы ставим задачи для того, чтобы после 2025 года он здесь появился. Но до 2024 года моста не будет, — сказал тогда Орлов.
В этом же пресс-релизе указано, что Игорь Орлов ранее уже призывал местные власти «не отказываться от идеи строительства моста через реку Вага, используя возможности, которые сегодня открываются благодаря реализации в стране национальных проектов и федеральных программ».
Слова экс-главы региона помнят и жители Шенкурска, которые уже много лет безуспешно ждут строительства моста.
— Нам как было сказано: что ваш мост будет построен после вельского и ягринского. А сейчас они отнекиваются, говорят, что губернатор уже другой. Так-то нам губернатор пообещал, он должностное лицо, не физическое. Поэтому сейчас нам нужно волевое решение нынешнего губернатора, мы считаем, что это от него зависит, будет ли у нас в Шенкурсе мост или нет, — отметила Татьяна Вебер.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.