Перед стартом автобусной реформы систему общественного транспорта Архангельска за 5,8 миллиона рублей изучила компания из Перми. Исследование, которое началось еще в 2021 году, должно было помочь администрации города создать более комфортные условия для нового перевозчика и пассажиров. На фоне многочисленных жалоб на автобусы, смотрим, как «Радар» отчитался о результатах своей дорогостоящей работы.
ООО «Агентство дорожной информации Радар» зарегистрировано в Перми. Существует с 2002 года, регулярно участвует в госзакупках. За последние 10 лет общая сумма выигранных контрактов — более 160 миллионов рублей. Большой опыт работы по стране: не только Пермь, но и Томск, Ижевск, Кемерово, Симферополь.
Также «Радар» привлекли в 2017 году к разработке маршрутной сети в Березниках — во втором по величине городе Пермского края: итог работы привел к возмущениям со стороны частных перевозчиков, а местные жители не понимали, для чего нужны изменения. О руководителе аналитического отдела «Радара» Ирине Фоменко известно, что она баллотировалась в заксобрание Пермского края от ЛДПР — правда, на кампанию она не потратила ни рубля. Учитывая, что фирма существует давно, ее судебная история выглядит практически идеально — на «Радар» всего дважды подавали в Арбитражный суд. Оба раза — о ненадлежащем исполнении обязательств. В 2019 году администрация Томска отсудила у компании 305 тысяч рублей неустойки — «Радар» на 71 день просрочил срок исполнения контракта. В 2020 году администрация Перми отсудила у компании 70 тысяч рублей, но сейчас компания обжалует судебный приказ.
Компания занималась еще обследованием пассажиропотоков по межмуниципальным маршрутам Архангельской области: по этому контракту они должны собрать данные о пассажиропотоке и оценить баланс расходов и доходов перевозчиков, работающих на таких маршрутах.
Прошлый год прошел у «Радара» не слишком хорошо. В 2016–2019 годах прибыль постепенно увеличивалась — выросла с 312 тысяч рублей до 24,9 миллиона. В 2022 году компания принесла убыток в 1,8 миллиона рублей.
Итоги исследования в Архангельске можно найти в открытом доступе на сайте городской администрации. «Агентство дорожной информации Радар» отчиталось в презентации.
Первым делом компания провела в Архангельске социологическое исследование, в ходе которого определила спрос на услуги общественного транспорта. В «Радаре», например, выяснили, что чаще всего архангелогородцы ездят на автобусах, чтобы добраться из дома на работу, учебу или по другим делам.
Из этого же социологического исследования «Радар» определил следующие данные:
время в пути до остановки в будний день составляет в среднем 6,2 минуты, время ожидания транспорта — 7,7 минуты;
время в пути от остановки до цели поездки составляет 6,9 минуты;
среднее время поездки составляет 36,1 минуты.
При этом количество опрошенных жителей в презентации не уточняется.
Также компания провела анализ передвижения жителей города с помощью операторов мобильной связи и сотрудников компании, которые сами ездили в автобусах.
В результате этих исследовании «Радар» предложили изменить схемы нескольких маршрутов: № 3, 10, 44 и 69. Кроме того, возобновили работу маршрутов № 7, 25, 43. Также компания определила отдельные маршруты, время которых продлили до 23:30.
— Это позволило обеспечить транспортную доступность основных районов города в вечернее время. В качестве таких маршрутов предложено выбрать маршруты № 10, 44, 69, — сообщают в администрации Архангельска.
Кроме того, компания предложила обновить автобусы и ввести в эксплуатацию низкопольную технику на газомоторном топливе.
«Радар» аргументировал это тем, что в октябре 2021 года на 32 архангельских маршрута должно было выходить 240 автобусов, из которых на момент проверки работали только 211 автобусов. При этом 70% автопарка состояли из техники малого класса.
В компании предположили, что благодаря замене старых автобусов на новые, единовременная провозная способность общественного транспорта повыситься с 12 до 14 тысяч пассажиров. А количество вредных выбросов, производимых автобусами, сократится почти в 3,5 раза.
При этом опрошенные редакцией 29.RU эксперты уточняют, что свои исследования «Радар» проводил во время пандемии, когда количество автобусов на маршрутах было сокращено. По их утверждениям, в доковидные времена на маршруты выходило 340 автобусов.
По мнению компании, все предложенные изменения должны были привести к следующим эффектам:
снижению уровня загрузки подвижного состава в часы пик на 25%;
снижению уровня аварийности с участием общественного транспорта до 50%;
снижению объема выбросов загрязняющих веществ общественным транспортом в атмосферу на 70%;
усилению контроля за исполнением расписаний и снижения времени ожидания автобуса.
Также компания высчитала оптимальную цену одного километра пробега автобуса. Она составила 126,47 рубля. Цена актуальна на 2022 год и учитывает такие факторы, как амортизация транспорта, рентабельность, индексация расходов на будущие периоды.
Недавно мы подробно проанализировали транспортную реформу, которая произошла в Архангельске почти год назад.
Ранее мы подробно рассказывали о компании «Рико», которая на данный момент обслуживает большинство автобусных маршрутов Архангельска. В нашем паблике во «ВКонтакте» мы собираем мнения наших читателей о работе перевозчика.
Помогло ли дорогое исследование улучшить работу общественного транспорта?