6 декабря понедельник
СЕЙЧАС -12°С

Быть ли большим переменам? Фирма из Перми изучает проблемы транспортной системы Архангельска

К концу года они должны предоставить свою модель работы общественного транспорта в городе

Поделиться

Пандемия и давка в автобусах — казалось бы, вещи несовместимые, но для Архангельска это реальность

Пандемия и давка в автобусах — казалось бы, вещи несовместимые, но для Архангельска это реальность

Поделиться

Власти Архангельска задумались, что нужно изменить в работе городского общественного транспорта, который так часто критикуют горожане. Сейчас аудит этой сферы проводит фирма из Перми — ООО «Агентство дорожной информации Радар». К концу года они должны представить горадмину модель работы общественного транспорта в Архангельске. Предстоит через анализ выяснить то, что порой всем на глаз заметно, — хватает ли транспортных единиц по конкретным маршрутам, в каких условиях ездят пассажиры, насколько рентабелен бизнес и как конкуренция между перевозчиками отражается на качестве услуги для пассажиров.

Аудит обойдется в 5,8 миллиона

Качество перевозок в Архангельске — тема актуальная и до пандемии. А сегодня переполненные автобусы очевидно не улучшают картину заболеваемости, которая на данный момент в Архангельской области растет.

Изучает проблемы транспортной отрасли в нашем городе «Агентство дорожной информации Радар» — разработчики проекта изменения маршрутной сети, которая сейчас действует в Перми.

15 июля 2020 года там завершилась целая транспортная реформа, которая принципиально изменила отрасль муниципального общественного транспорта. Если раньше в Перми частные перевозчики самостоятельно создавали маршруты, чтобы охватывать более прибыльные территории, то в итоге сформировали маршрутную сеть исходя из потребностей пассажиров. Перераспределили объем транспорта по городу: на окраинах пассажиры не всегда влезали в свой автобус, а в центре до реформы их было много.

Еще один важный момент: если прежде частные перевозчики забирали себе деньги за проезд от пассажиров, а также компенсацию от городской администрации за провозимых льготников, то теперь с перевозчиками заключены брутто-контракты: вырученные средства поступают в городской бюджет, а перевозчики получают плату за выполненный объем работы. Это позволило Перми уйти водителям от соревнований-гонок за пассажирами, что, по данным властей, снизило аварийность с участием общественного транспорта в два раза, и, если коротко — улучшило качество услуг.

Пока не ясно, ждать ли архангелогородцам перемен в таких же масштабах, но займется этим все тот же «Радар». Если обратиться к госзакупкам, агентство дорожной информации взялось за исследование в Архангельске за 5,8 миллиона рублей. В финале они должны, как прописано в контракте, разработать модель организации регулярных перевозок пассажиров и багажа общественным транспортом на муниципальных маршрутах.

Для этого фирма собирает данные о пассажиропотоке на маршрутах — через соцопросы, учет пассажиров на городских маршрутах и анализ информации от операторов сотовой связи.

— Мы провели исследование пассажиропотоков, провели соцопрос жителей об их поездках, чтобы узнать, как часто и куда они ездят, на каком виде транспорта, сколько времени на это тратят. Также мы работаем с компанией Tele2, которая готовит нам геоаналитику с привлечением своих абонентов. Так мы будем понимать структуру транспортного перемещения, распределение по видам транспорта, по целям поездок, — пояснил 29.RU исполнительный директор «Агентства дорожной информации Радар» Юрий Попов.

«Стоит вопрос оптимизации маршрутной сети»


Запрос на исследование работы общественного транспорта от властей Архангельска наш собеседник прокомментировал так:

— В Архангельске, во-первых, стоит вопрос оптимизации маршрутной сети, во вторых, бывают конфликты между водителями. В исследовании было у нас, что чуть ли не до драк доходит, если кто-то поехал в чужое время, а этого быть не должно.

Фирма изучит, какие маршруты и с каким расписанием должны быть, посчитает рентабельность работы маршрутов, оценит объем субсидирования из бюджета, определит, в каком виде оно должно быть.

— Есть пассажиры, перевозчики, организаторы [работы транспорта] — и все стороны должны быть удовлетворены: у пассажиров — качественный транспорт, который ходит вовремя и понятно как, у перевозчиков — прибыль и хорошая работа, а организатором — управление всем этим, — комментирует Юрий Попов.

В документе, который до конца года представит фирма, должно быть прописано, какие маршруты следует изменить, какие у них могут быть графики работы и что нужно обновить в системе городского общественного транспорта.

Пока в Архангельске и речи не идет о системе бескондукторной оплаты проезда, однако в той же Перми это был один из этапов транспортной «эволюции». Там заменили людей стационарными валидаторами, но появилась другая проблема — на таких маршрутах при пересадке повторно списывается плата за проезд. И все равно опыт Перми считается удачным, по итогам 2020 года город занял второе место в рейтинге развития общественного транспорта России. А в будущем пермяки рассчитывают на отказ от маршруток — пока перспектива намечена на 2021 год.

Аудит покажет, какие перевозчики останутся

Как изменится жизнь пассажиров и работников транспортной системы, как отзовутся перемены на делах фирм-перевозчиков, говорить рано. Пока что вся работа — на этапе изучения проблематики. Как пояснили 29.RU в администрации Архангельска, исследование «Радара» и должно показать, какие изменения стоит внести в существующую маршрутную сеть города.

Разработка модели организации регулярных перевозок по муниципальным маршрутам проводится в соответствии с поручениями губернатора Архангельской области А. В. Цыбульского по итогам послания 28 мая 2021 года.

— Обследование маршрутов позволит оценить существующий спрос населения на транспортные перевозки, определить необходимое количество и класс транспортных средств, произвести оценку территориальной доступности остановочных пунктов, а также доступности транспортных средств для маломобильных групп населения. Рекомендованные характеристики муниципальных маршрутов, в том числе класс и количество транспортных средств, будут учтены при формировании технического задания и проведении отбора перевозчиков <...>. Конкурсные процедуры необходимо провести в 2022 году, — сообщили в горадмине.

Наши проблемы изучает фирма из Перми: что о ней известно

Ранее в Архангельской области фирма не была представлена. При этом сейчас они работают в Поморье еще по одному контракту — с региональным Министерством транспорта. Занимаются обследованием пассажиропотоков по межмуниципальным маршрутам Архангельской области: по этому контракту они должны собрать данные о пассажиропотоке и оценить баланс расходов и доходов перевозчиков, работающих на таких маршрутах.

В 2015 году «Радар» пытался получить контракт на проектирование транспортных развязок в Архангельске — компания предложила 12 миллионов рублей, что на 1,2 миллиона меньше, чем взял победитель, компания «Стройпроект». Жалоба в ФАС, которую подал «Радар», ничего тогда не дала.

Компания «Радар» существует с 2002 года, регулярно участвует в госзакупках. За последние 10 лет общая сумма выигранных контрактов — более 160 миллионов рублей.

В целом опыт работы в транспортной сфере по стране у них большой: это не только Пермь, но и Томск, Ижевск, Кемерово, Симферополь. Также «Радар» привлекли в 2017 году к разработке маршрутной сети в Березниках — во втором по величине городе Пермского края: итог работы привел к возмущениям со стороны частных перевозчиков, а местные жители не понимали, для чего нужны изменения.

О руководителе аналитического отдела «Радара» Ирине Фоменко известно, что она баллотировалась в заксобрание Пермского края от ЛДПР — правда, на кампанию она не потратила ни рубля.

Учитывая, что фирма существует давно, ее судебная история выглядит практически идеально — на «Радар» всего дважды подавали в Арбитражный суд. Оба раза — о ненадлежащем исполнении обязательств. В 2019 году администрация Томска отсудила у компании 305 тысяч рублей неустойки — «Радар» на 71 день просрочил срок исполнения контракта. В 2020 году администрация Перми отсудила у компании 70 тысяч рублей, но сейчас компания обжалует судебный приказ.

Прошлый год прошел у «Радара» не слишком хорошо. В 2016–2019 годах прибыль постепенно увеличивалась — выросла с 312 тысяч рублей до 24,9 миллиона. В 2020 году компания принесла убыток в 13,5 миллиона рублей.

Мнение перевозчика

Что думают об эффективности аудита от сторонних экспертов сами перевозчики? Этот вопрос мы задали Николаю Карягину, директору компании «Архтрансавто», который активно и публично обсуждает проблемы транспортной системы. Больше всего он опасается, что расчеты могут быть неточными, — ведь они станут аргументом для внедрения тех или иных перемен:

— Надеюсь, что эта фирма в своих расчетах не допустит ошибку. Это обследование по итогу даст какую-то цифру пассажиропотока, на которую будет ориентироваться вся транспортная реформа, и если она не будет соответствовать факту, реформа не поедет или поедет с определенными проблемами. Если посчитать всё некорректно, цифра в итоге ляжет бременем на пассажиров или на бюджет. Например, бюджет запланировал, что соберет 1,5 миллиарда рублей с пассажирских перевозок. А пассажиры дали 700 миллионов. Вот эту разницу возьмет на себя или бюджет, или пассажир — через увеличенный тариф.

Николай Карягин уверен, что для такого исследования, которое предполагает формирование пассажиропотока на год, нужен длительный период, — за месяц, к примеру, получить объективную картину, на его взгляд, нельзя:

— Понятно, что у фирмы есть своя методика расчета, поэтому надо дождаться результата и исходя из него вносить свои корректировки. От перевозчиков не будет ничего зависеть. Принимать решение будет заказчик, то есть город, а фирма будет давать рекомендации. Мы всего лишь претенденты на возможные контракты, и мы будем оценивать свои силы и возможности поучаствовать в конкурсе. Не факт, что местные перевозчики выиграют. Потому что когда есть бюджетные деньги и есть четкий формат оплаты, то он интересен многим. И крупнейшим игрокам: Москве, Санкт-Петербурге, Казани. Это госзаказ, тут может быть кто угодно.

Общественный транспорт для Архангельска — одна из больших проблем. Зимой люди жаловались на переполненные пазики, а перевозчики срывали рейсы. С марта начал действовать новый тариф на проезд в автобусах, рост цены на билеты вызвал возмущение у многих горожан.

Часто конфликты возникают между кондукторами и пассажирами. Особенно много таковых стало во время пандемии. В конце мая архангелогородца высадили из автобуса за отказ уступить место и драку.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК2
  • СМЕХ1
  • УДИВЛЕНИЕ2
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ2

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Архангельске? Подпишись на нашу почтовую рассылку