
Владимир многое вложил в львовского «Туриста». Как говорит сам: «Всем на радость»
Владимир Потанин в качестве хобби выбрал не рыбалку, охоту или футбол, а реставрацию ретроавтомобилей. И, пожалуй, самым ярким его детищем стал восстановленный ЛАЗ-699. Из еле живого советского автобуса архангелогородцу удалось создать настоящий музей на колесах, в котором любая поездка станет комфортной. Журналисты 29.RU пообщались с Владимиром и заглянули в салон, где каждая деталь напоминает о прошлом.
«Последний времен СССР»
ЛАЗ-699Р — туристический междугородний автобус большого класса. Внутри 41 посадочное место.
Сделан в СССР, восстановлен в России
Владимир Потанин любезно предложил нам немного прокатиться.

— Эти автобусы выпускались с 1978-й по 2002-й, — рассказывал он, пока мы были в пути. — Автобус этот — 1991 года выпуска, последний времен СССР. Тогда была единая большая страна дружная, и его выпускали на Украине, в городе Львов. Потом развалилась страна. Он предназначен для перевозок туристов на дальнее расстояние, на нем раньше ездили в деревню, в другой город.

Слева от водителя еще предусмотрено место для экскурсовода. Сиденья пока там нет. «Сиденье у меня еще не доделано. Автобус в процессе, нельзя сказать, что он закончен, есть еще чем позаниматься», — говорит Владимир
— Тяжело, наверное, управлять? , — спрашиваем у нашего водителя.
— Ну, с непривычки, да. Здесь механическая коробка. Всё зависит от мастерства водителя, как он будет плавно включать передачи. А так автобус, конечно, идет мягко.
Львовский «Турист» выкупили на торгах у местного транспортного предприятия четыре года назад. Новым владельцем сначала стал знакомый Владимира, а уже потом он сам.
— Начальная цена была 200 тысяч. Немножко поторговались и забрали. Просто хотелось сохранить. И так в городе ничего нет. Как у него бы судьба сложилась, купили бы или не купили… Он поначалу, насколько мне известно, в Няндоме трудился, потом его Плесецкое АТП купило. Всю историю его знает, наверное, только ГАИ, потому что ПТС менялся, собственники тоже менялись. Какой я собственник у него? , — риторически спрашивает наш собеседник.

Этот автобус единственный в Архангельской области, который на ходу. Больше я не знаю, не слышал.
«Автомобиль выходного дня»
Сейчас Владимир — бессменный водитель. Он сдает ретроавтобус в аренду, но за руль никого другого не пускает. Чтобы законно перевозить пассажиров, получил категорию «D» и все необходимые разрешения. Первый сезон откатал прошлым летом.


Сиденья здесь самолетного типа, откидываются назад. Еще есть индивидуальный обдув, светильники
— Возил группы экскурсионные, несколько свадеб прокатил, две в Северодвинске, одну в Архангельске. Люди захотели от ЗАГСа доехать до ресторана на автобусе. Я самозанятый. Подаю объявления, мне звонят, и там уже договариваемся. Свадьбы, корпоративы, выезды на природу, еще что-то. Автомобиль выходного дня — прокатиться в городе, все смотрят, приятно.
Незамеченным тяжело проехать, честно говоря. Водители автобусов, особенно кто из «старичков», палец вверх показывают.

«Большие деньги и расходы»
К слову, общий водительский стаж у нашего собеседника внушительный. Владимир 20 лет отработал за рулем пожарной машины МЧС, в прошлом году ушел на пенсию. Реставрацию старых автомобилей называет своим хобби:
— Начинал с маленьких машинок. Сейчас два автобуса и «Жигули» еще остались 1987 года (ВАЗ-2106. — Прим. ред.). Жена, конечно, не сразу это восприняла, потому что это были большие деньги и расходы.

Владимир — многодетный отец и заботливый муж
— Еще у нас был маленький такой проект, — продолжил водитель. — Кофе-автобус, если вы помните, на Гагарина стоял. Мы один сезон отработали, такие были грандиозные планы. Потом вмешалась пандемия, закрыли все точки общественного питания. Он [автобус] до сих пор есть, но его надо приводить в порядок — уже четыре года стоит.
— А у вас какой-то прямо автопарк есть свой? , — интересуемся мы.
— У меня есть просто огород, — смеется Владимир. — Всё удобно стоит в частном секторе. Участок большой, позволяет.

Вот такая личная парковка у героя нашего материала
«Пришлось научиться варить»
До реставрации советский ЛАЗ можно было легко принять за автохлам. Владимиру Потанину пришлось вложить много сил, времени и денег, чтобы его восстановить.
— Забирали его в печальном состоянии — всю жизнь на маршрутах, на регулярных перевозках. В каждой организации больше 10 лет отработал, — отметил он. — Все панели были поломаны. Это был пластик, сейчас, конечно, уже фанерой обтянуто. Сиденья были порваны, прямо кусков поролона не хватало, все механизмы были сломаны, задняя часть просто отваливалась. Двигатель, коробка, пришлось разбирать всё полностью.

«До»
Большую часть ремонтных работ он делал своими руками:
— Красил не я, отдавал в организацию, потому что нужно было помещение. Сварочные работа, «внутрянка», стелил линолеум, сиденья — всё это. Пришлось научиться варить. Где-то друзья помогали.

«Новодела никакого нет»
Необходимые детали Владимир заказывал в интернете. Цель была воссоздать первоначальный вид и «начинку»:
— В Москве, в Питере ретродвижение сильно развито, у нас не особо. По всей России искал объявления, забивал в поисковик. Кто-то разбирает, у кого-то в сарайке завалялось от дедушки, который работал когда-то на автобусе. С какого-то города, не помню уже, заказывал старые сиденья, потом их перетягивал. Панель приборов полностью вся тоже перетянута. Приборы новые заказывал, в Москве, по-моему, потому что старые были и уже и не работали. Резину на пол — тоже, ее производят в другом городе.

Вот так вот смотришь по объявлениям, сарафанное радио. Как говорится, с миру по нитке — голому рубаха, так вот и собрали.
Заводскую эмблему было не найти, поэтому ее сделали на 3D-принтере. А коричнево-черную обивку для сидений и персиковые шторы шили в ателье. Цветовая гамма тоже осталась «советской».

— Старались сохранить в том виде, в котором он шел с завода. Новодела никакого нет, — уточняет водитель.
Владимир сначала записывал все расходы на восстановление, но потом бросил это дело.
— Просто для примера: чтобы перешить салон, сиденья просто перешить, не считая того, что нужно каркасы покрасить, перебрать все кнопки, подлокотники… Просто на сиденьях поменять ткань — 100 тысяч.

Двигатель, ходовая часть… Чего не коснись, всё это деньги. Что-то старался делать, конечно, сам, экономить.
Три года работ. Сколько вложено, я даже боюсь считать.
Он вдохновлялся собственными воспоминаниями из детства, когда возвращал ЛАЗ к жизни:
— Эти автобусы, я помню, использовали как экскурсионные. Нас классом возили в Малые Карелы, учитель заказывал автобус. Я сидел всегда на заднем диване, над двигателем. Там пахло мотором, бензином, и всё видно было: как водитель дергает этот рычаг, как коробка работает.
Архангелогородец уверяет — многие горожане ездили на таких автобусах и тоже разделяют его ностальгию.
— Заказывали как-то два больших автобуса в Северодвинск, один мой, один современный, «Скания». Надо было 80 человек увезти. Молодежь, те понятно, полезли в комфортабельный, там и кондиционеры. И вот старое поколение, все залезли в мой автобус. Бабушки, пенсионерки. «Мы привычные, мы помним, мы хотим на нем поехать», — улыбается наш собеседник.
«Эти вымпелы я помню из детства, у водителей их много висело. Был такой, как говорится, иконостас водительский»
«Так просто кататься на нем дороговато»
Свой ретроавтобус Владимир Потанин старается выпускать на улицу только в хорошую, теплую погоду.
— Автобус зимой не эксплуатирую. Такой реагент сыплют — сожрет быстрее, чем успею снова его покрасить, а красить очень дорого.
— А есть такое, что его куда-то прям очень сильно далеко не отвезти?
— Меня тогда заказывали в Питер. Я говорю: «В Питер не поеду. Автобус старый. Не та машина, на которой на такие расстояния ездить».
— А вы сами иногда на нем катаетесь просто так?
— Бывает, да. Что-то было взгрустнулось. Я посадил всю семью, семья у меня большая, четверо детей. Взял знакомых, друзей, маму, сестру. И мы поехали просто по городу кататься. Но на самом деле так просто кататься на нем дороговато. Расход топлива у него очень большой.


Вечером в салоне загораются синие лампы
Арендовать ЛАЗ можно за 3500 рублей в час — это средняя цена. Точная обговаривается индивидуально.
— Зависит от пробега. Допустим, в Северодвинск одна сумма будет, потому что бензин дорогой, а расход топлива у него очень, на самом деле, большой. Если по городу, бывает кто-то на фотосессию заказывает, понятно, что топлива не так палишь много. Соответственно, другая цена, но тут надо всё проговорить, — объясняет водитель.

Владимир Потанин признается, что почти все заработанные деньги идут на обслуживание автобуса. Но это нисколько его не расстраивает.
— Дай бог, он сам себя окупает, на бензин зарабатывает, на все расходные материалы, на страховки, налоги. Конечно, я не делал упор, что буду прям зарабатывать на нем, я знал, что этого не будет. Просто для себя какую-то пользу получаю. Мне нравится им управлять, я кайфую от этого, — улыбается он.
А вы катались на таком автобусе в прошлом?