Зима На аэросанях за продуктами на неделю: как в островной деревне Реушеньга переживают межсезонье

На аэросанях за продуктами на неделю: как в островной деревне Реушеньга переживают межсезонье

Чтобы переправиться на Экономию, люди иногда ждут по часу своей очереди. Сани ходят дважды в неделю

Дождались!
Источник:

Отрезаны от Большой земли — стандартная формулировка для таких мест, как деревня Реушеньга. Особенно остро это ощущается в межсезонье. Деревня располагается на острове недалеко от района Экономия. Пока не начались настоящие северные морозы, на большую землю оттуда добираются на аэросанях, причём ходят они всего два раза в неделю. Корреспонденты 29.RU добрались до Реушеньги и выяснили, почему местные жители не переезжают «в город» и возят на остров недельный запас продуктов.

В частных домах в Реушеньге живут 19 человек. Но есть ещё и дачники

«До внучек сколько времени не могу добраться»


Чтобы попасть в Реушеньгу, которая считается частью Архангельска, нужно доехать до района Экономия и ещё примерно километр топать мимо КПП порта до берега. В этом месте встречаются две речки — Маймакса и Кузнечиха. Добраться до острова, где расположена деревня, по реке можно за несколько минут. Аэросани ходят только два раза в неделю, по вторникам и пятницам, с 10 до 15 часов. Но вот ждать своей очереди — и на том берегу, и на этом — людям иногда приходится по часу.

— Сегодня человек 16, наверное, было, — говорит архангелогородец Сергей. На острове Реушинском у него дача. — Рано приехал. Стою час-полтора. До Соломбалы мне уже не доехать. Пока по реке пилим, пока там идёшь. Через два-три часа уже поеду обратно.

Мимо острова часто проходят суда, они не дают реке замёрзнуть полностью

В Соломбале у Сергея живут родственники, как у многих обитателей Реушеньги. Сам он уже 15 лет как на пенсии, есть квартира на Экономии. Но живёт он почти всё время на даче.

— До внучек сколько времени уже не могу добраться. Пока доедешь до Экономии, пока переоденешься. Не бичом же ехать, правильно? Потом автобус минут сорок до Соломбалы. Ну и всё. Обратно уже — до пятницы ждать надо. В один день не получается, понимаете, — словно оправдывается он. — У меня тут дача. У меня 77-я по счёту, а там дальше ещё туча. А тут, у берега — деревня с частными домами. Даже с поветями были, еще вроде остались. Это типа сарай рядом с домом, куда на лошади заезжают.

Так в Реушеньге ждут аэросаней

Сейчас Сергей едет в город за продуктами со стареньким «коммунистическим» рюкзаком. В Реушеньге магазинов нет. До ближайшего — в посёлке Конвейер на Бревеннике — километров пять.

— Но там выбор-то у них. К тому же там местная голь есть, в смысле — население. А тут мы, вербованные, ещё приходим. Они своим дают в первую очередь, — улыбается Сергей.

Через Конвейер, конечно, можно и в город добраться. Но это целый марш-бросок, который многим не под силу. А в Реушеньге в основном живут пенсионеры, говорит ещё один дачник, отказавшийся называть своё имя. На остров он ездит с собакой. На вопрос, как здесь жизнь, отвечает: хреново.

В деревне
Сергей рассказал, что в августе деревню топило. Картошка пропала практически у всех. Кто выкинул 10 вёдер, кто 20. Мосточки проложили, видимо, из-за подтопления

— У кого силы есть, те через Конвейер, через 24-й лесозавод ходят. У кого нет — надеются на эту дребедень, — мужчина кивает в сторону речки, где жужжат аэросани. — Мне идти час, им поболе. И под расписание автобуса надо подстраиваться. Он ходит четыре или пять раз в день. Сей год в первый раз на аэросанях еду. В том году бывало, что отменяли рейсы. По техническим причинам — ничто ведь вечно не живёт. Или у них работа была.

До Конвейера можно еще на мотособаке или каре добраться по замершей речке Муткурье, что «петляет, как змея подколодная». Но пока тоже на свой страх и риск. По словам Сергея, несколько человек уже «побулькались» в ней. Летом в Реушеньгу добраться проще: людей перевозят на теплоходе, у кого есть катер, справляются сами. Зимой есть пешеходная переправа. Её открытия ждут с нетерпением каждый год. По деревне ходит слух, что в этом году переправы могут и не дождаться, потому что на её оборудование денег у города не хватает. Погода пока тоже не способствует её появлению.

В Реушеньге живут в основном пенсионеры

— Надо, чтоб морозы были. Если бы суда не ходили, лед бы намёрз. Вот у меня соседу по даче дали ведомственную квартиру. Пока переправы нет, он в ней будет жить, а потом на зиму сюда опять переедет, — рассказывает Сергей.

А ещё проще было три года назад, когда в межсезонье между Экономией и Реушеньгой ходили не аэросани, а ледовые буксиры. По словам местных жителей, ежедневно было по четыре рейса. Но для городской администрации эти суда оказались дорогим удовольствием. Их убрали с этого направления и вернуть не обещали. Особенно это разочаровало рыбаков. Сейчас их, по словам дачников, стало меньше. За час не порыбачишь, а «застрять» на острове почти на неделю никому не хочется.

Владельцы катеров летом сами себе хозяева и не зависят от расписания теплоходов
Перед тем как пассажиры сядут в аэросани, они получают спасательные жилеты
Сергей оставил свою «мотособаку» и уехал на два часа за продуктами в город

«Вчера два кусочка хлеба осталось»


Дачник с собачкой, Сергей и ещё один мужчина сели в аэросани около полудня. Сергей оставил тут же на берегу свой мотобуксировщик. По его мнению, «страшные времена» прошли, и он больше не боится, что «уведут» технику. Минут через пять с Экономии привезли местного. Он представился Андреем Геннадьевичем.

— Вот, на неделю привёз — хлеба и еды собакам, — показывает на две большие сумки. — В город езжу раз в неделю — у меня там есть квартира, но живу здесь. Я здесь родился. Раньше я служил, но как вышел на пенсию, стал жить в деревне. Не нравится мне город. В Реушеньге спокойно, воздух чистый, машины не шумят. Ну, кроме аэросаней. Людей жило бы намного больше, если бы была переправа. Старые, если им некому помочь, по возможности переезжают в город.

Коренной житель Реушеньги Андрей Геннадьевич

По данным администрации Архангельска, постоянно живут в Реушеньге 19 человек, дачники не в счёт. Примерно такие же цифры называет Андрей Геннадьевич:

— Постоянных домов-то 20 наберётся. У всех дети возят продукты. Дрова и сами доставляем, и в реке ловим. Всё равно все в море уносит. У меня мать тоже здесь с пенсии живёт. Ей 82 года. Пока не было надобности в медпомощи, и это радует. Если плохо станет кому-то — звонить в 112 надо. Заберут на аэросанях или на судне на воздушной подушке. А иначе тут никак.

Андрей Геннадьевич специально поехал попозже, чтобы не стоять целый час в очереди на аэросани.

— Я уехал в пятницу. Потому что тут запасов матери хватало. Вчера звонил — два кусочка хлеба осталось. Я говорю: ну потерпишь до обеда. Вот как раз обед, — мужчина поспешил откланяться.

В деревне есть чем заняться зимой, считают местные. На рыбалку сходить, за водой сбегать, печь растопить

Рейсы действительно иногда срываются. Перевозками занимается областной центр гражданской защиты, а это — оперативная служба.

— Нас вызывают в командировки. В Онегу, в Луду. Если что-то там случится, то больше некому ехать. Вот сейчас часто в Луде дежурим. В пятницу с утра здесь отрабатываем, собираемся и уезжаем на все выходные, — поясняет спасатель Виктор Петров. — У нас суточные дежурства. Один человек остается на базе в городе на таких же санях, а второй едет сюда. В наших условиях аэросани выносят всё: от минус 30 с лишним до ледохода. На них же сопровождается ледоход в Архангельск.

Спасатель Виктор Петров
Перевозками занимается областной центр гражданской защиты
В этот раз льда не реке совсем немного

Но всё-таки технику в целях безопасности стараются не перегружать — в прямом смысле слова. В этот раз перевозят по три пассажира, хотя могли бы взять и четырёх, как было в пятницу, и даже пятерых. Но на той неделе река замёрзла, а сейчас больше половины пути преодолевают по чистой воде. С такой погодой до пешеходной переправы ещё далеко, как замечает Виктор Петров. Но местные надеются: хотя бы «под ёлочку», то есть к Новому году, она появится.

Элла Микушева

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Из Архангельска в Северодвинск: журналист посмотрел, кто и как живет в пригородах — его наблюдения
Анонимное мнение
Мнение
Тут жили мы: в Архангельске стоит наполовину снесенный дом с вещами съехавших жильцов
Анонимное мнение
Мнение
«Действия схожи с диверсией»: глава Урдомы объяснил, почему районы не надо переводить в округа
Анонимное мнение
Мнение
Готовимся к Новому году заранее: северянка рассказала, как испечь традиционное угощение — штоллен
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Рекомендуем
Объявления