Страна и мир 9 мая истории «На день рождения с братом подарили маме турнепсину»: воспоминания пережившей войну архангелогородки

«На день рождения с братом подарили маме турнепсину»: воспоминания пережившей войну архангелогородки

Они вошли в книгу, которую к 75-летию Великой Победы издал внук Изиды Муратовой Алексей Белый

Когда началась Великая Отечественная война, Изиде Муратовой было 13 лет. Повзрослев, она пошла в медицину и стала доктором медицинских наук, основала Северную клиническую, педагогическую и научную психиатрическую школу
Источник:

Архангелогородец Алексей Белый к 75-летию Великой Победы написал книгу «Архангельский Север: Архангельск и Молотовск в годы Великой Отечественной войны». В ней собраны и факты, и воспоминания наших земляков о том, каким непростым был путь к этой Победе. Книга вышла тиражом 310 экземпляров в издательстве «Лоция», автор говорит, что шел к этому моменту 25 лет. Он будет распространять книгу бесплатно, она — его подарок всем ветеранам, детям, опаленным войной, современникам, взрослым и молодёжи, которая должна сохранять память о том времени.

Алексей Белый родился и вырос в Архангельске, как и его родители, и дед, и бабушка. С воспоминаний бабушки Изиды Даниловны Муратовой, которая пережила войну, голод в Архангельске, будучи ребенком, и началось знакомство автора с темой Великой Отечественной, и путь к этой книге, которая, наконец, издана.

Алексей Белый шел к изданию этой книги, как рассказал сам, 25 лет. Он написал ее в подарок всем ветеранам, детям войны, современному поколению
Источник:

— 75 лет назад советские войска одержали победу над фашистской Германией. С тех пор 9 мая стал народным праздником миллионов людей в России. Потому что в этот день мы отмечаем день Памяти — памяти о солдатах, воинах, которые ушли защищать нашу землю от захватчиков и победили в этой кровопролитной войне, унесшей миллионы жизней наших мужчин и женщин. Чтобы люди помнили эти события, практически в каждом городе есть площадь Победы, воинские мемориалы, стелы, памятники павшим освободителям, братские могилы, Вечный огонь. И все это вместе — памятные знаки о войне. Как и эта книга — «Архангельский Север: Архангельск и Молотовск в годы Великой Отечественной войны». Спасибо ветеранам, детям войны, труженикам тыла, всем тем, кто стоял на страже Родины в нелёгкое для нашего государства время и выиграл войну ценой невероятных усилий. Низкий поклон вам! — благодарит всех тех, кто приближал Победу, Алексей Белый.

Его бабушке, Изиде Даниловной Муратовой, было 13 лет, когда началась война. Она пережила ее в Архангельске, где был страшный голод, вместе со своей семьей и близким окружением, о чем и рассказывала внуку. Впоследствии Изида Даниловна пошла в медицину — как сама признавалась, годы с 1941 по 1945 сформировали ее личность, указали во многом выбор нравственных ориентиров в жизненном пути. Она стала доктором медицинских наук, профессором, заслуженным врачом Российской Федерации и основала Северную клиническую, педагогическую и научную психиатрическую школу. Ее воспоминания в том числе внук Алексей Белый включил в свою книгу. С разрешения автора мы публикуем отрывок из ее воспоминаний — о том, каким был военный Архангельск, как преодолевали голод, ютились в холодных коммуналках, провожали на фронт учителей, дарили близким людям скудные, но такие ценные подарки, как известный профессор Мария Пиккель вырастила оставшихся без родителей шестерых детей и другом.

Отрывок из книги «Архангельский Север: Архангельск и Молотовск в годы Великой Отечественной войны»: воспоминания Изиды Муратовой

—В нашей коммунальной квартире ютилось по 5–6 семей: семья учителя, юриста, портового грузчика, работницы лесозавода «Красная кузница», железнодорожника. В четырех семьях на войну ушли отцы семейства и старшие братья. В первые же дни войны в магазинах с ночи устанавливались огромные очереди. Буквально за несколько дней из магазинов исчезли все продукты — мука, крупа, сахар, консервы. Большая часть людей осталась без всяких запасов. С сентября 1941 г. были введены карточки на хлеб, служащие и иждивенцы получали 400 г хлеба. Позднее карточки были введены на мясо, крупу, сахар. Зимой 1942 г. положение с продуктами ухудшилось — нормы хлеба доходили до 200 г.

В школе давали половину шанежки с чайной ложкой хвойного экстракта. На рынке, конечно, продавали картофель, овощи, молоко, мясо — почти все продукты. Но цены были такими, что оказывались недоступными для обычных людей. Картошка, например, стоила 120 рублей килограмм, поэтому «картофельные праздники» наша семья могла себе позволить 1–2 раза в месяц.

Покупали 1–2 кг картошки на всю семью. Использовалась в пищу и картофельная кожура — удавалось раздобыть немного отрубей или жмыхи (последние вообще считались лакомством), все сколько-нибудь ценные вещи, одежда выменивались на рынке на продукты.

Постоянно хотелось есть, была слабость, не хотелось зимой выходить на улицу. В городе было много людей очень худых, дистрофичных. Помнится, в один из дней рождения мы с братом маме подарили турнепсину.

А своей любимой учительнице литературы, очень слабой, истощенный наш класс собрал свои полшанежки, и преподнесли этот «царский подарок»

Как же мы были рады и горды этим подарком!

К весне 1942 г. вся земля около домов была раскопана под огороды. Школам и предприятиям была выделена земля под огороды на Мхах. С появлением первой зелени люди начали использовать в пищу коренья — «репку», «пистики» — початки молодого хвоща, кислушки. А потом в рацион вошла «земная каша»: листья редьки, репы, моркови мелко рубились и парились на сковороде на воде, без масла. Много жизней архангелогородцев спасли тюленье мясо и жир, заготовка яиц и тушек кайры. Для работы на птичьих базарах были привлечены школьники и студенты техникумов Архангельска. Такие экспедиции были организованы в 1942 и 1943 гг. Вот тогда и стали на карточки выдавать «мясо» и «жиры», пятнистые мелкие яйца. К вкусу этих продуктов далеко не все могли привыкнуть, но они спасали жизнь. Из морской капусты и в столовых, и дома варили щи и делали котлеты.

Трудно было с одеждой, обувью, бельем. Не было мыла. Белье стирали так называемым щелоком (настой золы). Электричества часто не было, обходились коптилками.

В школе ушли на фронт учителя по истории, физике, математике. В классах часто было холодно, так что приходилось сидеть в пальто. Не хватало тетрадей, писали на «тетрадях» из старых газет, брошюрах. Ученики сами заготовляли дрова, выкалывали их изо льда, пилили, топили печи, мыли полы. Весной и летом работали на школьных огородах, ездили в колхозы на уборку урожая, собирали металлолом, помогали семьям фронтовиков, в госпиталях. Родителей дома видели редко — рабочий день был продолжительным, выходных дней не было.

В нашем классе училась Иванова А. — очень талантливый математик. В 1943 г. ее мама, учитель иностранного языка, умерла от туберкулеза. В семье осталось 6 детей, отец — на фронте.

Все шестеро детей-школьников остались на руках Марии Владимировны Пиккель. Как же трудно, голодно они жили в одной комнатушке — классе нашей школы!

И Мария Владимировна Пиккель всем им дала высшее образование: двое стали докторами наук, профессорами — А.Н. Иванова и Т.Н. Иванова, трое — кандидатами наук! А сама профессор Мария Владимировна Пиккель прожила долгую интересную жизнь. Она была необыкновенно светлым и высококультурным человеком, владела тремя иностранными языками, помимо основной деятельности занималась переводами стихов Р. М. Рильке, в Архангельске издавались ее книги.

Портрет Изиды Даниловны на штендере, с которым ее родные чтят ее память на шествии Бессмертного полка
Источник:

Но в годы Великой Отечественной войны мы не просто выживали, мы жили очень активной жизнью. Достаточно вспомнить тимуровское движение, кружки самодеятельности. Мы постоянно посещали кино — «Она защищает Родину», «Радуга», «Зоя», «Человек № 217», «Два бойца», «Серенада солнечной долины» и так далее, посещали театры. Даже были встречи с Симоновым. А в 1944–1945 гг. у нас в школе был даже кружок бальных танцев…

Да, это были очень трудные годы, но и годы какой-то концентрированной и высокой общенародной духовности, силы, эмпатии. Годы формирования моей личности — самоактуализации и самотрансценденции, как говорят психологи, совпали с периодом Великой Отечественной войны. В 1941 г. мне было 13 лет, в 1945 — 17 лет.

Я думаю, эти трудные годы войны во многом определили все то, что есть во мне человеческого: нравственный стержень, идеалы, отношение к людям, жизни

Я думаю, что и отсутствие во мне «ортодоксальной объективности», с одной стороны, и высокая требовательность к себе (иногда вплоть до самоедства), с другой — все это идет от времен войны и интуитивной тяги к духовности.

Все самое интересное о том, как отмечают в Архангельской области День Победы, сегодня мы собираем в нашей онлайн-трансляции на протяжении всего дня. Присоединяйтесь и присылайте нам свои новости, фото и видео о том, как вы сегодня вспоминаете своих ветеранов и как отмечаете этот праздник со слезами на глазах.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Еще немного — и затеряются в прошлом»: чем интересны заброшенные здания и бункеры под Архангельском
Юрий Скородумов
Корреспондент
Мнение
«Люди не могут позволить себе квартиру»: риелтор ответил, почему арендовать жилье в Архангельске дорого
Иван Дедов
Риэлтор Центр недвижимости «СОФИЯ»
Мнение
Когда преследует она: откровенный рассказ пострадавшего от сталкерши
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Везла 15 кг за 200 рублей». Курьер — честно о зарплате и сложностях работы
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Рекомендуем
Объявления