В конце июня активистки общественного экологического движения «42» при поддержке нацпарка «Кенозерский» отправились из Архангельска в экспедицию по Онежскому полуострову с целью взять в Белом море пробы воды, исследовать их на содержание микропластика и привлечь внимание к проблеме загрязнения окружающей среды пластиковыми отходами.
Их путешествие длилось 10 дней — и каждый день от старта до завершения девушки записывали в дневник. Заметки о первых трех днях путешествия мы уже опубликовали. В этом материале — впечатления активисток от четвертого дня, за который они успели провести пластиквотчинг, прошли спа-процедуры с натуральной глиной на берегу моря и встретили медведя.
23 июня. Переход с мыса Парусного на кордон Котово
Анастасия Кочнева: «Сегодня решили выспаться, встали в 9 утра. Оказалось, что у всех сгорело лицо. Мы как северные люди оказались более подготовленными к дождям и штормам, но не к палящему солнцу. Никто из нас не взял ни солнцезащитного крема, ни панамки. Проявив смекалку, сделали козырьки из пластиковых бутылок. Вспомнили передачу «Очумелые ручки», посмеялись.
Снова взяли пробы воды и провели пластиквотчинг. Это такое исследование, когда на 100 метрах пляжа мы собираем весь мусор, а потом делим его на множество категорий. Это нужно, чтобы определить, каким типом отходов загрязнено побережье. Надо сказать, что мусора здесь совсем немного, хотя в том, что собрали, преобладает упаковочный пластик.
Вышли к реке, опять брод. Ира, вспоминая свой прошлый негативный опыт, очень опасается переходить, мы все ей помогаем. Рек здесь очень много — ничего удивительного, ведь все они когда-нибудь впадают в море. Зато у нас нет проблем с пресной водой.
Идя по отливу, здорово сокращаем дорогу. Однако и здесь надо быть осторожными — у самого берега Таня неожиданно проваливается ногой по колено в какую-то зыбучую глину. Я побежала ей помогать и провалилась сама. Перемазались, но кое-как вылезли. Отнеслись к этому происшествию как к спа-процедурам.
Вот уже вдали виднеется мыс Чесменский, но там мы будем только завтра. Сегодня наша задача — дойти до кордона Котово. По дну моря к мысу тянется след от мотоцикла. Когда вокруг ни души, ни цивилизации, такие находки воспринимаются как нечто потустороннее».
Ирина Уткина: «Мы вновь шли по отливу босиком, ботинки болтались ненужным грузом на рюкзаке. Выискивая хороший путь без камней, я шла медленно. Впереди виднелись силуэты девочек. В какой-то момент я повернула голову и увидела огромную фигуру шоколадного цвета, которая бежала по берегу вдоль леса в противоположную от нас сторону. Я впервые в жизни видела медведя! Во мне проснулся инстинкт самосохранения, я догнала девочек. Они уже шли по берегу, потому что начался прилив. Вода снова закрывала наш путь.
Мы не досчитались Нади. Она всегда уходит далеко вперед, но в этот раз стало страшно, тем более медвежьими следами разного размера был усыпан весь берег! Наконец, она появилась из-за поворота, встречая нас с прекрасной новостью: мы были почти на месте ночлега! Ругая ее, пошли к избушке, но за поворотом уже были не одни. У нашей избы, где пять минут назад была Надя, стоял медведь! На этот случай у нас уже был план: свистеть в свисток и кричать. Это мы и сделали. Медведь понял, что рядом люди, и сгинул в лес. Так, весьма волнительно, прошла наша первая встреча».
Анастасия Кочнева: «Кордон Котово выглядит покинуто. Видно, что раньше здесь жили люди: стоят полусгнившие срубы домов, заросли пашни. Сейчас никого нет, кроме вороны, которая живет в единственной избе. В ней мы и останемся на ночь. Покидать помещение птица наотрез отказалась, а насильно выгонять ее мы не стали. Все-таки гости здесь мы.
Наш путь дальше преграждала глубокая река. Перейти ее мы сможем только завтра по отливу. Знать бы, когда он наступит... P. S. Здесь еще живет мышь! Шебуршит очень громко, заснуть никак не получается. Надя повесила всю нашу еду на крючки, мышиный пир в наши планы не входит».
Что интересного они увидели дальше? Следите за публикациями на 29.RU — в ближайшее время мы опубликуем продолжение их путевых заметок.