Уроженец Североонежска космонавт Роскосмоса Иван Вагнер в прямом эфире в соцсетях пообщался с главой Плесецкого района Игорем Арсентьевым. Он ответил на вопросы зрителей и рассказал о том, как увлекся космосом, какие хобби у него есть и что ему больше всего запомнилось за 195-дневный полет, который начался 9 апреля 2020 года с космодрома Байконур.
Иван с детства интересовался космосом. Его брат тоже связан с космической сферой. По словам Вагнера, всё это произошло благодаря родителям, которые сумели заинтересовать своих детей космосом.
Также Иван любит ходить в походы, занимается водным туризмом. Первый поход был по реке Онеге в 1997 году. По словам Ивана Вагнера, эта «школа и впечатления», которые он получил в то время, помогали и в дальнейшем. Например, однажды июньским днем он увидел из окна иллюминатора, что солнце освещает водоемы, — они стали хорошо знакомы благодаря походам. Так Ивану удалось сфотографировать из космоса родные края.
— Даже через объектив это было как маленькое серое пятнышко. Просто ты понимаешь, что это маленькое серое пятнышко среди болот и лесов на определенном изгибе реки — это поселок твой, — рассказал Иван.
При этом увидеть Русский Север с борта МКС, на котором был Иван, достаточно тяжело — он находился на высоте 400 километров приблизительно над Воронежем.
Нужно учитывать и скорость, с которой движется МКС. По словам Ивана, есть лишь 40 секунд, чтобы выглянуть в иллюминатор, опознать объект, навестись через большой объектив и отснять его. Например, чтобы отснять Мачу-Пикчу, Иван месяц, пролетая мимо, пытался его поймать в фотоаппарат. Еще один снимок, который космонавту удалось сделать с большим трудом, — водопад Анхель. Его можно запечатлеть только при чистом небе, что случается довольно редко в тропиках.
— На такие кадры кладется очень много времени и усилий. Когда ты поймал и сфотографировал, ты танцуешь в невесомости от радости, что наконец-то сделал этот кадр, — отмечает Иван.
Фотография — хобби Ивана, но во время подготовки к полету его учили работать с профессиональной техникой. Например, космонавтов сажают на самолет, в котором они учатся снимать движущуюся поверхность Земли.
— Прежде чем применить свой навык по фотографированию в невесомости, надо первым делом хорошо зафиксироваться. Первое время ты летаешь по объему и не можешь зафиксироваться, не то что нормально смотреть в иллюминатор. Надо знать, куда смотреть, какие сделать настройки фотоаппарата. Нужно определить среди лесов, рек и озер по каким-то изгибам то место, которое фотографируешь. Это не привычные нам интернет-карты, где нарисованы границы, названия городов, поселков. Там ничего не написано, просто зеленая подстилающая поверхность, — рассказал Иван.
Перед полетом в космос Ивану пришлось пройти длительные тренировки. При этом он считает, что есть перспективы у космического туризма — медицина шагнула вперед, стало больше информации о влиянии на человека невесомости и радиации, и теперь к космонавтам предъявляют более конкретные требования по здоровью. Хотя сейчас полет в космос доступен немногим людям, в будущем ситуация может измениться, хотя стоимость полета вряд ли уменьшится, считает Иван.
— Сегодня мы о космосе знаем очень много, и наши тренировки максимально приближены к тому, что там происходит. Полностью модулировать то состояние невозможно на тренажерах. Что происходит в каждую секунду, какое действие мы делаем, какой отклик автоматики на наши действия, всё идет штатно или нештатно, мы всё это прекрасно понимали и всё знали. Какие перегрузки будут, тоже знали, они были близки к тем, что мы тренировали. Но многие моменты нельзя воспроизвести. Например, включение двигателя, ускорение от него, как это происходит, с каким звуком, толчком. Эти моменты невозможно смоделировать на Земле. Ощущение от этих моментов было другое, не такое, какое было на Земле.
Несмотря на годы тренировок, страх всё равно присутствует.
— Конечно, все боятся. На самом деле человек боится того, чего он не знает. Чем больше он не знает о каком-то процессе, тем больше у него страха к этому вопросу. Мы все боимся, но мы на Земле отрабатываем много внештатных ситуаций. Если посмотреть наши тренировки — это внештатная ситуация, как она повлияла на другие системы, потом добавляется еще внештатная ситуация. Инструкторы делают по несколько внештатных ситуаций параллельно, которые приходится решать, выходить из них, — рассказал Иван.
Например, одна из внештатных ситуаций — утечка воздуха, которая произошла на МКС. По словам Вагнера, около трех недель понадобилось, чтобы ее найти, — она была настолько мала, что приборы, которые есть на станции, не смогли ее обнаружить. При этом о безопасности космонавты не переживали, говорит Иван.
Среди самых ярких моментов Вагнер перечисляет старт, выведение на орбиту и спуск.
— Мне еще запомнились такие знаковые события, когда мы стыковали корабли российские, с помощью манипулятора стыковали американские корабли, японский корабль. Когда помогали астронавтам готовиться к выходу и сопровождали их экипировку на выход. Пролетала комета, это одно из самых ярких и красивых событий, которые случилось наблюдать в иллюминатор, — рассказал Иван.
В будущем Вагнер хотел бы побывать на Луне. В планах у Роскосмоса сделать это в 2030 году, и Иван надеется, что к тому моменту сохранит отменное здоровье.
— Какие может чувства испытывать человек, который 18 лет шел к космическому полету? Это радость, что наконец-то старт, которая перекрывает волнение, что это не очень безопасно. У меня была только радость, и, когда я увидел ракету-носитель, у меня в глазах загорелись искры. Я шел быстрее-быстрее-быстрее, чтобы сесть и полететь уже. Потому что много времени и сил ушло на подготовку. Каждый из нас, кто доходит до старта, больше радуется, и, может, на заднем плане идет волнение. Я получал максимальное удовольствие от каждого мгновения, — рассказал Иван.
Также Иван поделился, что во время полета ему хотелось съесть бургер или шаурму, потому что надоедает полгода питаться консервами и сублиматами. Зато есть плюс в бытовой жизни на МКС — во время сна в невесомости ничего не затекает и нельзя себе ничего отлежать.
Напоследок космонавт передал в администрацию флаг Плесецкого района с автографами членов экипажа МКС-63 Анатолия Иванишина и Криса Кесседи, а также членов экипажа Crew Dragon Дага Хёрли и Боба Бенкена.