В Пенсильвании запретили продажу российского алкоголя. Под запрет попала водка «Устьяночка»: как не сложно догадаться по названию, это бренд с корнями из Архангельской области. Экспортер «Устьяночки» Маргарет Баюк не знает, как быть: она уже заплатила за партию из 30 000 бутылок, но не может ими торговать. Рассказываем, как водка из Архангельской области попала в Америку, а заодно вспоминаем историю уже закрытого Устьянского ликеро-водочного завода.
Открытие завода
История бренда «Устьяночка» начинается в 2002 году. Тогда в Устьянском районе открыли Устьянский ликеро-водочный завод «Порато». На поморской говоре название означает «много», «очень».
Ликеро-водочный завод в мае 2003 года отметился выпуском водки «Почтенная» с фотографией комика Михаила Евдокимова на этикетке. В 2003 году артист приехал в Октябрьский, дал концерт и посетил ликеро-водочный завод. Водка «Почтенная» производилась также и на Иткульском спиртзаводе. В 2004 году Евдокимов выиграл на губераторских выборах Алтайского края, после чего его фотография исчезла с этикеток водки, выпускаемой на Алтае (но осталась на бутылках в Архангельской области). Как сообщали СМИ, воду для «Почтенной» брали с целебного источника неподалеку от завода. По словам директора «Порато», спрос на «Почтенную» держался только в первые месяцы производства.
— Это и понятно, — цитирует тогдашнего директора «Порато» Владимира Кононова издание Altapress. — Ведь для жителей Архангельской области Евдокимов не земляк, а знаменитость. Водку с его изображением покупают чаще всего в качестве сувенира. Наши люди же — патриоты, поэтому охотнее приобретают водку «Устьяночка».
Новые владельцы
В 2006 году Устьянский ликеро-водочный завод выкупила фирма по продаже недвижимости Vesco Group. Ее создал Вячеслав Ширяев в 2003-м, который до этого был заместителем генерального директора по маркетингу и PR в компании Penny Lane. Vesco Group инвестировали в завод 6 миллионов долларов. Ширяев мечтал запустить на заводе водку премиум-класса стоимостью до 200 долларов за 1,5 литровую бутыль (спойлер: не получилось). Он рассчитывал продавать в год 100–200 тысяч бутылок водки классов «премиум» и «ультра-премиум».
— Наша компания развивает проект по торговле товарами класса люкс, и водка станет одним из его элементов. Мы будем предлагать продукт своим клиентам — покупателям яхт и дорогой недвижимости, — сказал тогда Вячеслав Ширяев. — Особенность водки будет заключаться в необычной бутылке, а также в использовании экологически чистой устьянской воды, — объясняет Ширяев. — Название завода мы оставим прежним, так как оно рождает ассоциации с тайгой, севером.
При покупке Ширяев отметил, что Устьянский завод выпускает дешевую водку «Устьяночка» и «находится в плачевном финансовом состоянии». Конкуренты отнеслись к планам Ширяева критически.
— Устьянский ЛВЗ до сих пор производил 20 000—30 000 дал водки в год в ценовом сегменте 70–100 рублей. Цена в $100 и выше — это суперпремиум, а этот сегмент высококонкурентен, — цитируют «Ведомости» гендиректора архангельского ликероводочного завода «Алвиза» Сергея Молчанова.
Кто еще руководил заводом
На заводе зарегистрировано несколько товарных знаков, включая Ustianochka, «Устьяночка», «Таежная роса», «Севмашка», «Винокур». Учредитель компании — Сергей Леонтьев, у него также были совместные бизнесы с Вячеславом Ширяевым. Сначала гендиректором ликеро-водочного завода был Владимир Конанов, в 2006 году и. о. директора был Александр Степочкин. Он вместе с Леонтьевым и Ширяевым в 2006 году учредил фирму «Северок» — Ширяев тогда хотел построить в Устьянском районе пятизвездочную гостиницу на 120 номеров, а гостей развлекать охотой на участке в 20 тысяч гектаров, горнолыжным спуском и лыжероллерной трассой. Стоимость инвестиций оценивали в 27 миллионов долларов при запланированной окупаемости в 8–9 лет. Фирму «Северок» ликвидировали уже в 2009 году.
Как развивался завод
В 2006 году алкогольный рынок в России пережил потрясение — стало меняться законодательство. Например, из-за отсутствия новых образцов марок предприятия не присутпили к работе после новогодних каникул и стояли весь январь. По данным Росстата, в январе 2006 года ликеро-водочных изделий было выпущено чуть больше 4% от уровня января 2005 года. В июле того же года встала оптовая торговля алкоголем: новая система контроля за продукцией ЕГАИС не заработала, как надо. Устьянский ликеро-водочный завод ушел на простой.
В конце октября 2006 года Vesto Group анонсировало обновление продукции после продолжительного перерыва. Завод объявил о четырех новых сортах водки: «Новодвинская крепость», «Мореходка», «Севмашка» и «Сельсовет».
— Каждый из этих сортов будет иметь «географическое» позиционирование, связанное с крупными городами области или сельскими районами, но реализовываться в одной ценовой категории — от 90 до 100 рублей. Кроме того, появится у завода и бренд федерального уровня, также позиционирующийся в средней ценовой категории, продвижение которого начнется перед Новым годом в крупнейших городах России — Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Vesco Group планирует в дальнейшем сокращать линейку бюджетных продуктов Устьянского ЛВЗ с целью аккумулировать ресурсы для запуска суперпремиального проекта, старт которого намечен на середину 2007 года, — сказано в релизе Vesto Group.
В октябре 2007 года Vesco Group отчиталось, что за год объём производства и продаж вырос в 3,5 раза. Устьянский завод модернизировали и реконструировали, закупили новое оборудование, построили новый склад.
В апреле 2009 году Vesco Group заявило, что завод выйдет на 100% загрузку своих мощностей — 200 тысяч дал в год или 16 000 дал в месяц. По словам компании, это соответствует 0,2% от общего объема российского рынка. Тогда же бренд стал пробовать поставлять в регионы новый флагманский бренд «СтопочкинЪ».
— В связи с успешным развитием алкогольного направления бизнеса Совет директоров Vesco Group рассматривает возможность строительства в центральном регионе нового ликеро-водочного завода мощностью до 0,5 миллиона долларов в год, — сказано в релизе апреля 2009 года.
2009 год в жизни завода был еще примечателен выпуском новой именной водки «Винокур» — это совместный проект с юмористом Владимиром Винокуром.
Путь к банкротству
В мае 2009 года Vesco Group объявила о выходе из алкогольного бизнеса — спустя месяц после объявления о планах по расширению. Причинами назвали «активизацию антиалкогольной компании, постоянные проверки предприятий», запрет на продажу крепкого алкоголя ночью, «непредсказуемость процесса перелицензирования игроков алкогольного рынка, а также планы по значительному повышению акцизов». К тому моменту мощности завода были загружены на 50–60%.
— В период финансового кризиса ликеро-водочный завод был одним из наиболее прибыльных и ликвидных наших активов, — сказал после продажи генеральный директор Vesco Group Вячеслав Ширяев. — Завод помог компании удержаться на плаву. Получив неплохое предложение по цене, мы решили продать непрофильный для нас актив и сконцентрировать свои усилия на рынке недвижимости, который вновь демонстрирует замечательную динамику.
Сообщалось, что к моменту продажи продукция завода продавалась в 15 крупнейших городах страны. Из Vesco Group ушел один из учредителей компании, Сергей Леонтьев, который захотел продолжить заниматься алкогольным бизнесом. Но вскоре начались проблемы.
В 2011 году Устьянский ликеро-водочный завод приостановил выпуск водки под брендом «Винокур» из-за проблем с уплатой налогов на сумму более 9 миллионов рублей — в конце марта у компании приостановили действие лицензии, но через несколько недель лицензию возобновили.
Чуть позднее, в августе 2011 года, у завода истек срок лицензии по основному виду деятельности — нельзя ни производить, ни продавать продукцию. Возник долг более чем в 11 миллионов рублей.
В 2012 году введена процедура наблюдения, компания стала банкротиться. Сотрудники завода обратились в прокуратуру: им стало негде работать, а компенсации пообещали лишь после продажи завода. Задолженность по зарплате с ноября 2011 года по февраль 2012 составила более 2 миллионов рублей. Требования кредиторов превысили 64 миллиона рублей. В 2014 году распродавали имущество завода за 2,1 миллиона рублей. В 2016 году юрлицо ликвидировали.
Как «Устьяночка» «переехала» в США
24 августа 2009 года Vesco Group подписала в Москве контракт на поставку продукции Устьянского ликеро-водочного завода в США. Специально для этого на базе водки «Устьяночка» разработали UStianochka. Ее планировали начать отгружать с завода в сентябре 2009 года, продажи стартовали в Пенсильвании. Планировалось, что система дистрибьюции будет расширяться усилиями американского импортера и менеджеров Vesco Group. Водка предназанчалась для среднеценового сегмента. Продвижение было направлено на коренных американцев, а не на русскоговорящую диаспору.
— Выход на американский рынок является знаковым событием для нашего завода, — сказал в 2009 году генеральный директор Устьянского ЛВЗ Сергей Леонтьев. — Оно лишний раз подтверждает высочайшее качество продукции УЛВЗ и ее безграничный рыночный потенциал, обусловленный позиционированием в нише «экологически чистых продуктов». Залогом успешного сотрудничества с американской стороной является также эффективный производственный менеджмент и система управления качеством, которую мы постоянно улучшаем. Необычный дизайн и отличные вкусовые характеристики, адаптированные под требования американского потребителя, гарантируют высокий процент вероятности повторных покупок. Если первые поставки окажутся успешными — мы планируем расширить линейку за счет добавления еще одной ассортиментной позиции UStianka GOLD.
Продвижение было направлено на коренных американцев, а не на русскоговорящую диаспору.
— Продажи на Брайтоне нас не привлекают, — сказал Сергей Леонтьев. — Этот рынок весьма ограничен, войти на него просто, а вот заработать почти невозможно. Сделать продукт, который будет пользоваться спросом у настоящих американцев, имеющих другую культуру потребления, — это настоящий вызов! Тем более, что США — второй по величине рынок водки в мире.
О том, что первая партия Ustianochka начала свой путь к американцам, в Vesco Group отчитались в сентябре 2010 года. В Vesco Group пожаловались, что «американские бюрократы многих наших заткнут за пояс». На этикетку поместили белого медведя.
— Мои знакомые и друзья, пробовавшие устьянскую водку, однозначно выбрали ее фаворитом среди всех российских марок, продаваемых в США, а их в последнее время представлено на нашем рынке немало, — сказала президент компании-официального дистрибьютора Устьянского ЛВЗ на американском рынке «АМРУСС Инкорпорейтед» Маргарет Баюк. — Все мы ждем с нетерпением первую партию продукции, которая, уверена, станет бестселлером в местных магазинах, барах и ресторанах.
В честь выхода на американский рынок исполнительный директор УЛВЗ Алексей Шулованов в 2010 году анонсировал продажу Ustianochka в Архангельской области, хотя этот бренд предназначался специально для США. В апреле 2011 года компания отчиталась, что Ustianochka появилась на прилавках Поморья. В 2010 году Устьянский ликеро-водочный завод подал заявку на регистрацию торгового знака Ustianochka, в декабре 2011 года его зарегистрировали.
Что стало с «Устьяночкой» после закрытия завода
74-летняя Маргарет Баюк, которая занимается продажей водки сейчас, — уроженка Чехословакии. В 1968 году она приехала навестить эмигрировавших родственников в Питтсбург и осталась там.
К продаже алкоголя Баюк пришла случайно. В начале нулевых она отдыхала на Карибах, где повстречала русскую пару, они жили в одном отеле. Баюк помогала им с переводом. Мужчина из этой семьи оказался импортером виски. Они подружились, и вскоре пара позвала Баюк с мужем в Россию. Там Баюк посетила несколько ликеро-водочных заводов. В 2008 году она основала компанию «АМРУСС инк.».
Кому передавался товарный знак
После закрытия Устьянского ликеро-водочного завода Ustianochka начали разливать на нижегородском ООО «Хлебная слеза». В ноябре 2011 года Устьянский ликеро-водочный завод предоставил «Хлебной слезе» исключительное право на использование товарного знака Ustianochka. В 2012 году «Хлебная слеза» отправила в США две партии по 15 120 бутылок за 26 762 долларов (около 1,7 доллара за бутылку). Как оказалось, договор о передаче торговой марки не зарегистрировали в должном порядке, и в 2015 году Устьянский ликеро-водочный завод отсудил у «Хлебной слезы» за незаконное использование бренда 3,3 миллиона рублей.
В 2012 году Устьянский ликеро-водочный завод передал исключительные права на Ustianochka северодвинскому предпринимателю Роману Левинскому. В 2013 году Левинский за 15 000 рублей передает товарный знак «АМРУСС инк.». В 2015 году по иску Устьянского ликеро-водочного завода договор между Левинским и «АМРУСС инк.» признан недействительным. В том же году завод сам передал исключительное право на торговый знак «АМРУСС инк.», а они, в свою очередь, передали право пользования «Хлебной слезе». В 2018 году право пользования передали «Пермалко».
Практически сразу после начала спецоперации на Украине губернатор Пенсильвании призвал запретить продажу российского алкоголя. В штате перестали продавать два таких бренда — «Русский стандарт» и «Устьяночка».
В пандемийные времена, пишет местное издание, 74-летняя Баюк продавала около 20 бутылок в неделю, в основном в Питтсбурге. Стоит Ustianochka 17 долларов. После запрета у Баюк на складе застряло примерно 30 000 бутылок водки. Она не знает, что с ними делать — россияне-то уже получили деньги за продукцию.
— Я даже не уверена, что губернатор Вульф знает, как делается водка или кто регулирует это и куда идут деньги, — сказала Баюк. — Я потратила все деньги. Я купила всю водку. Я заплатила правительству федеральный налог, пошлину, которая почти равна стоимости водки. Это напоминат мне тоталитарный режим, который я покинула.
В марте Маргарет Баюк направила письмо губернатору:
— Зачем вы накладываете на меня санкции? Я определенно не олигарх. Мы не имеем яхт (как и любых лодок) или роскошных автомобилей (мой Odyssey имеет пробег в 268 тысяч миль) и мы выплачиваем ипотеку, как большинство американцев.
Маргарет предложила губернатору несколько вариантов: во-первых, просто разрешить ей распродать уже оплаченные ею запасы. Во-вторых, государство может разрешить продавать Ustianochka, но доход (около 7 долларов за бутылку) направлять на помощь Украине. И третий вариант — если запрет останется в силе, то под него должен попасть бренд Stoli. Раньше эта водка называлась Stolichnaya, но переименовалась, чтобы избежать ассоциаций с Россией. Компания, производящая эту водку, принадлежит миллиардеру Юрию Шефлеру.