![](https://n1s1.hsmedia.ru/1c/d6/ba/1cd6ba18b1eb560b009aa9bfab607b09/656x437_1_be300fe7eecf95e76801d1a01edfd950@1200x799_0xa2oLcG78_7902056547341189515.jpg.webp)
По ночным улицам Кронштадта на днях провезли первый советский атомоход К-3 «Ленинский комсомол», точнее, его 50-метровую кормовую часть. Зрелище захватывающее, но кто-то может спросить, причем тут Архангельская область? Дело в том, что эта подлодка в 1950-е годы строилась в Северодвинске, на заводе № 402 — ныне это «Севмаш».
Увидеть подлодку с богатой историей в Кронштадте могли все желающие: в ночь на 9 октября ее перевозили по суше в Музей военно-морской славы кластера «Остров фортов». АПЛ «Ленинский комсомол» должна стать частью его экспозиции.
«Ленинский комсомол» — первая советская и третья в мире атомная подводная лодка. Была заложена 24 сентября 1955 года в Северодвинске, спущена на воду 9 августа 1957 года. В 1961 году она ушла на свою первую боевую службу в Атлантику. Еще через год совершила первый в истории проход подо льдами Северного Ледовитого океана. В 1991 году лодка была выведена из состава Северного флота. В 2005 году К-3 была поставлена на акваторию судоремонтного завода «Нерпа» (филиал Центра судоремонта «Звездочка»). В 2010 году главком ВМФ принял решение не утилизировать К-3, а сохранить ее для истории.
Наши коллеги из «Фонтанки» следили за процессом. По их данным, транспортировка К-3 проводится в три этапа. Первая ночь была «пробной»: преодолеть предполагалось только часть маршрута до будущего места экспонирования. Прибыть на площадку музея кормовая часть должна была в ночь на 10 октября. В ночь на 13 октября туда же предполагается доставить и носовую часть.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/cf/69/b9/cf69b9a66c0eb64a8039e31fb38d9e61/656x437_1_8882d9103ea57d70240494a8c68d8f32@1200x799_0x55mTrjvf_1678194969739466663.jpg.webp)
Маршрут в первую ночь составил всего 4,5 километра, передала «Фонтанка», но подлодку нужно было ювелирно вписать в три 90-градусных поворота, причем в условиях близости к жилым домам. На это потребовалось несколько часов. Атомоход следовал по улицам на самоходных осях.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/cc/2b/b4/cc2bb4e04317c239969d27839955b394/656x437_1_6f06a7fa95ced2c1ff7db8be6ebe57b6@1200x799_0xCpw2f6Bb_4454871259638662602.jpg.webp)
Как рассказала журналистам Ксения Шойгу, которая руководит проектом «Остров фортов», успеть с работами нужно точно в срок: в противном случае не удастся закрыть теплый контур музея до зимы, а работы не удастся закончить к июню 2023 года, когда музей должен открыться не только для туристов, но и принять Военно-морской салон.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/16/e4/dd/16e4dd4a76c5562f22829f476766348f/656x438_1_31585d10eab29cb0262d96028f72e0ea@2200x1467_0xUobWxMZS_1707626107086462102.jpg.webp)
Как уточняют в пресс-службе «Острова фортов», обе части подлодки должны соединиться в здании музея утром 13 октября. В этот день состоится торжественное мероприятие с участием представителей ВМФ, организаций, задействованных в создании, транспортировке и реставрации подводной лодки, волонтеров — кронштадтцев, которые заранее записались в участники Всероссийской акции «Встречаем легенду К-3 вместе», а также делегаций регионов, поддержавших акцию.
Проект «Остров фортов» реализуется по поручению президента РФ Владимира Путина. Он нацелен на развитие Кронштадта в качестве города-музея. Проект предполагает создание на территориях общей площадью более 100 га, прилегающих к Каботажной гавани, нового городского кластера образовательной и рекреационной направленности с комфортными общественными пространствами.