Кто сказал, что работа с металлом — мужское дело? Стереотипы своим примером рушит Александра Weld Queen, что переводится с английского как «Королева сварки». Красивую русскую девушку с длинной густой косой и женственными необычными нарядами знают уже в разных городах России и даже за ее пределами. Она делает сложные необычные скульптуры, которые выглядят как настоящие произведения искусства и могут украсить любое пространство — как фестивальное, так и городское. Поговорили с «Королевой сварки» о том, нужны ли такие объекты городам России, как ее русских коллег-художников сейчас принимают за рубежом, а так же порассуждали о стереотипах вокруг профессии сварщика, которая на самом деле может быть творческой и прибыльной.
Александра Weld Queen, 38 лет — скульптор, современный художник, перформер и просто горящая своим делом девушка. Она «варит» из металла большие фигуры, с которыми можно взаимодействовать.
Как девушка решила превращать груды металла в фигуры
Александра родилась в городе Кисловодске, однако с 2008 года живет в Москве, — здесь она и начала рабоать с металлом. В столице стала директором по развитию в торгово-промышленном секторе. Поступила в Институт современного искусства. А потом получила профессиональное образование в Московском политехническом колледже по специализации «технологии сварки». Так практические навыки и творчество объединились в желании создавать что-то удивительное, в 2015 году Александра представила публике свою первую скульптуру — «Медитирующего кота Тихвами».
С 2017 по 2018 год Александра обучалась в «Свободных мастерских» при Московском Музее Современного Искусства (ММСИ). С 2015 г. Weld Queen реализовала более 40 скульптурных проектов, среди которых такие крупные паблик-арт произведения, как «Братья» (2017) и «Петунец» (2016) в парке «Кудыкина гора» Липецкой области, «Мать» (2019) в «Мира Парке» в Новосибирске, «Аэродром для витания в облаках» на Burning man (2019), «Солнце-Барабан» в Мурманске (2021). Её работы хранятся в частных коллекциях в России, Франции, США.
С помощью воображения и сварочного аппарата Александра превращает груды тяжелого металла в фигуры, которые кажутся невесомыми и даже игрушечными.
— Я создаю большие паблик-арт-объекты, взаимодействующие со зрителем. Ощущения от полного контакта помогают человеку почувствовать себя частью какого-либо действия или картины. Допустим, медитирующий медведь «Рамише» — это существо, которое нас поддерживает. Мы можем сесть ему на руки и почувствовать это ощущение поддержки, силы от некоего существа, которое больше нас.
Металл оказался идеальным решением для уличного искусства.
— Меня к металлу буквально примагнитило. Я держала металлическую деталь в руке и ощутила, что это мой материал, мне нужно с ним работать. До этого я пробовала живопись, пробовала масло, но очень быстро поняла, что это не мое, мне нужна форма, объем. И объем такой, с которым люди могут контактировать, который можно оставить на улице.
«Любая скульптура делает общественное пространство уникальным»
Сейчас работы Александры украшают парки Липецка, Новосибирска, Мурманска. А некоторые скульптуры известны и за пределами России. Например, вот такой арт под названием Blastoff (с английского: взлетать; стартовать. — Прим. ред.) художница представила на популярном фестивале Burning Man 2023 в Неваде (США).
Паблик-арт (public art) — искусство в городской среде, ориентированное на неподготовленного зрителя и подразумевающее коммуникацию с городским пространством.
Burning Man — ежегодное событие, проходящее в пустыне Блэк-Рок в Неваде. Событие начинается в последний понедельник августа в 00:01 и длится восемь дней. На площадке фестиваля устанавливаются причудливые произведения современного искусства, участники ходят в фантастических костюмах и ездят на машинах самой странной конструкции, танцуют под музыку съехавшихся диджеев и слушают выступления артистов.
По словам художницы, такое творчество может быть не только эффектным, но и полезным.
— Скульптура в общественном пространстве очень важна и нужна, во всех городах, во всех общественных пространствах. И сейчас в России понимание необходимости паблик-арта только начинает приходить.
«Мы сейчас на базовой стадии, и хорошо, что уже начали смотреть на иностранный опыт. Видеть, что эти центры притяжения людям интересны»
— Парк или любое общественное пространство начинает преобразовываться в место силы, в которое люди приходят специально или встречают внезапно для себя. У скульптуры может быть какая-то концепция, идея или она может быть совершенно абстрактная — на воображение посетителя. Но любая скульптура в общественном пространстве делает его уникальным.
За удивительными масштабными фигурами — большой труд. Профессия непростая и местами даже опасная, однако родные и близкие поддерживают Александру с выбором своего дела. Молодая жена и мама благоарна супругу за то, что он помогает ей и в семейных делах, и рабочих:
— Муж помогает активно с подготовкой к разным мероприятиям. По мере возможностей участвует в перформансах, которые мы проводим. Сейчас, когда мы готовились к фестивалю сварки, он помогал, собирал вещи для фестиваля, все грузил, потом обратно разгружал все на складе. И пока я была в Архангельске он был с нашим 2-хлетним сыном. И он в это время родительствовал, пока я занималась сваркой.
«Хочу верить, что русские художники не будут сталкиваться с притеснениями»
Важную часть в творчестве Александры занимают перформансы. Многие из них завязаны на интересных нарядах, сшитых по эскизам художницы.
— Также я создаю перформативные костюмы и образы, в которых выхожу на публику. Я создаю их из традиционных сварочных материалов: огнеупорного брезента и спилока. Именно из них последние сто лет, в нашей стране и в советское время, шили сварочные костюмы. Я их переосмысляю и даю новую интерпретацию.
Один из самых примечательных образов Weld Queen — «Традиционный русский сварочный наряд». По словам художницы, это собирательный образ русской женщины, в некрасовском смысле сильной, способной вынести на своих плечах совсем не легкий груз. Это подтверждает и аксессуар, прилагающийся к платью, — тяжелое стальное коромысло.
Раньше в этом образе Александра устраивала перформансы за рубежом. Спросили, изменилось ли что-то в связи с событиями последних лет.
— Русскую идентичность я не перестала показывать. Это по-прежнему очень актуально, особенно внутри нашей страны. Но, по большей части, я в своих работах говорю именно о силе духа. Мое искусство достаточно универсально в плане географии. У меня есть несколько работ, которые совмещали философию и силы духа, и русскую идентичность, потому что, конечно, я считаю, что русские люди достаточно закаленные — стойкие, терпеливые, решительные.
Александра признается, что теперь выездов за границу стало меньше:
— Я продолжаю делать и показывать эти перформансы внутри России. Конечно, с событиями последних двух лет практически не делала этих перформансов за границей. Ну и вообще мало была за границей. А если была, то делала достаточно универсальные перформансы, те, что не касаются русской темы. Притом, не то чтобы я делала это умышленно. Просто они не совпадали с контекстом тех мероприятий, в которых я участвовала.
При этом Александра признается, что зарубежная аудитория реагирует на ее творчество даже более открыто и дружелюбно, чем отечественная.
— Зачастую иностранная публика, в странах, где хорошо развито современное искусство, она более подготовлена к неожиданным перформансам. Люди охотнее понимают, что это именно перформанс, а не акт сумасшествия или еще что-то. Просто потому, что там больше культурных событий, и публика просто привычная к ним. Даже сейчас, если ты приходишь в перформативном образе в какое-то место, люди по-прежнему хорошо на это реагируют.
Художница считает, что искусство должно взаимодействовать с миром, даже в тяжелые времена:
«Искусство — это универсальный язык, который не подвластен географическим и политическим аспектам, и я искренне хочу в это верить»
— Хочу верить, что русские художники, благодаря своему искусству, которое интересно людям, не будут сталкиваться с какими-то притеснениями по национальному принципу. Потому что главное — это то, что делает художник. Какой посыл он несет в мир. От этого зависит реакция на его работы. Как российской общественности, так и зарубежной.
«Профессию сварщика нужно популяризировать»
Своей деятельностью Александра старается сделать профессию сварщика привлекательной для молодежи. Показать, что она выходит за рамки темных заводских помещений. Для этого художница стала куратором перового в России фестиваля сварки «Сварочка-Фест», который прошел в Архангельске 15–17 сентября.
— Однозначно профессию нужно популяризировать. И нужно рассказывать о том, что она нужная и важная. И прежде всего работать со стереотипами о том, что сварщик — это какой-то там странный мужчина где-то там. Это не так. Сейчас, в современном мире, в современной России, сварщики — очень востребованная профессия. В случае Архангельска — это морзаводы, морская тематика.
«Во всех сферах, где применяется сварка, сейчас недостаток кадров»
При этом, по словам художницы, перспектив в карьерном росте у сварщиков гораздо больше, чем принято об этом думать:
— Шаблон того, что нужно высшее образование, чтобы быть большим специалистом, — он был всегда. Но среднее специальное образование — это база. К тому же, есть специальности, связанные со сваркой, и в высшем образовании. Человек может пойти и повышать свою квалификацию. Быть технологом сварочного производства, инженером. Там есть где развернуться. И если человек профессионально растет, повышает квалификацию, то он будет получать зарплату выше средней по России.
Творчеству в этой профессии тоже есть место, Александра — лучший тому пример. Однако, с этим всё немного сложнее:
— В свободное от работы время человек может самореализовываться так, как он желает. Создавать любые творческие истории. И если вдруг вы почувствуете, что творчество — это ваш путь, как случилось у меня, то вполне можно реализовываться. Но это требует, конечно же, очень много вложений. По сути, всё, что связано с творчеством и сваркой, — это такой частный бизнес, на который человек должен как минимум решиться. У нас в рамках фестиваля «Сварочка-Фест» как раз проходили лекции о том, как возможно развивать бизнес в сварке. Это такое предпринимательство, когда ты сам создаешь какие-то образы, объекты, а потом можешь их реализовывать. Искать рынок сбыта. Тут ты становишься сам себе еще и промоутером.
Кстати, свои умельцы в работе по металлу есть и в Архангельске. Несколько лет назад мы писали об архангельских сварщиках из творческой мастерской «Стихия металл», которые делают из металлолома настоящие шедевры. Вы наверняка видели в Архангельске металлический мотоцикл — это чудо сварки сделали именно они. А еще мы сняли про них видео, на такую сварку не только можно, но и нужно смотреть.
Фестиваль сварки «Сварочка-Фест» проводился на базе архангельской компании «Кузнецы Молодцы». На его открытии побывал глава города Дмитрий Морев — там ему неожиданно подарили змею Пелагею.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.