
Этой осенью в Архангельской области отремонтировали Летне-Орловский маяк — на фотографии как раз запечатлен процесс ремонта
Зона ответственности Архангельского района гидрографической службы, который отвечает за маяки, — акватория Белого моря и юго-восточной части Баренцева моря. А это побережье и Архангельской области, и Ненецкого автономного округа, и республики Карелия, и Мурманской области. Всего в Архангельском РГС 35 маяков. Из них лишь на 4-х постоянно живут люди — на Мудьюгском, Моржовском, Канинском и Кашкаранцах. Остальные маяки работают в автоматическом режиме. Но так ли необходимы эти сооружения? Об этом мы поговорили с начальником маячной службы Архангельского района гидрографической службы Владимиром Овсянниковым.
Зачем нужны маяки в современном мире
— Да, это тема, которая мучает весь мир, — зачем нужны маяки… — признался Владимир. — В современных условиях, когда есть электронная картография, они, кажется, не сильно нужны. Даже если маяк или светящий навигационный знак сломался, то судно все равно идет, используя электронную картографию. Но здесь включается другой аспект. Если у тебя выходит из строя электронная система, что ты будешь делать? Начнешь пользоваться ручными способами, как это было в дедовские времена. Смотришь на звезды, на другие ориентиры, понимаешь, какой видишь знак или маяк по частоте моргания (правильно это называется «проблеск»), определяешь свое положение в море.

Владимир Овсянников — начальник маячной службы Архангельского района гидрографической службы
Помимо этого, маяки сейчас — это комплексная система.
— На территории маячного городка существует не только маяк, но и иное оборудование, которое тоже нужно обслуживать. Поэтому получается многофункциональное подразделение. Любопытный факт: в XIX и начале прошлого века информацию о погоде собирали маячники. И о проходящих мимо судах они тоже записывали в свои вахтенные журналы. Например, в такое-то время в таком-то направлении прошло белое трехмачтовое судно примерно таких-то размеров. А теперь эти наблюдения — погода и проходящие суда — осуществляют разные организации, которые, тем не менее, находятся исторически рядом с маяками. И все работники — что метеорологи, что маячники, что «постовики» — дружат и помогают друг другу всем, чем могут, — иначе на побережье жить невозможно. И лично мне это сильно импонирует, — рассказывает Владимир.

Ночью маяки предупреждают об опасности, но и днем их вид и цвет используют как ориентир
А вот, почему маяки отличаются друг от друга:
— Знаки должны соответствовать форме, занесенной в справочники, быть узнаваемыми, чтобы по ним и днем можно было ориентироваться. Маяки и знаки должны быть покрашены в зависимости от ландшафта — должны выделяться на его фоне. Все это, чтобы у мореплавателя не было путаницы. Представляете, он идет, а у него одинаковые панельные дома, как в фильме «С легким паром». Такое недопустимо в море.

Кто становится смотрителем маяка
Чтобы стать смотрителем маяка, нужно иметь особый склад характера. К примеру, на острове Жижгин живет Галина Малахова, которая работает на маяке уже 29 лет. Начальник Моржовского маяка Дмитрий Михеев работает 33 года, а начальник маяка Кашкаранцы в Мурманской области Юрий Мелихов — 41 год. И они не единственные, так долго отработавшие на маяках.
— На Канине третий год живет семья с тремя девочками. Дочери мечтают работать на метеостанциях: одна — здесь же на Канине, другая — на станции «Восток» в Антарктиде. На маяке доступ к Интернету ограничен, поэтому девочки мастерят своими руками, наблюдают за природой — за птичками, бельками. По маячному городку бегают зайцы. Прошлой зимой у дома за раз насчитали 22 особи. Отец семейства Юрий говорит, что готов здесь жить всегда.

Смотрители маяков любят свою работу в том числе за общение с природой
Владимир сравнивает служителей маяка с жителями деревни, которые наотрез отказываются ехать в город. По его словам, нужно иметь соответствующий склад характера, предпочитать уединение и размеренную жизнь.
— Чтобы жить на маяке, люди должны быть привычными к сложным, даже спартанским условиям. Выгрузка, например, до сих пор осуществляется как сто лет назад. Пришло судно, вещи и продукты погрузили в плашкоут (небольшую самоходную баржу), доставили к берегу. Далее — вручную до транспорта. И далеко не всегда эта выгрузка происходит в штиль.

Сто лет назад здесь жили люди, смотрящие за маяком

Как устроен быт смотрителя
Служителей маяков обеспечивают провизией. Это происходит в два этапа. Основной — в начале лета. Тогда привозят консервы, крупы и так далее. В конце августа завозят овощи. Если хочется какой-то еды дополнительно, то служители маяка покупают это себе во время отпуска, готовясь к следующему году.
Зимой навигации нет, поэтому свет на маяках включать не надо, как и летом в белые ночи. Но это не значит, что смотрители проводят время в другом месте, — все работают.
— Обслуживание маяка — не только включать и выключать свет по расписанию. Есть еще много дополнительных работ. Нужно следить за общим состоянием самого маяка. Его тоже надо ремонтировать, подкрашивать, протирать каждый день стекла фонаря, окна самого маяка (они называются «штормовые стекла»). А в XIX веке еще приходилось бороться с копотью, поскольку для работы светооптической аппаратуры использовался жир. Ну, и до сих пор никто не отменял уборку снега зимой.

Летне-Орловский маяк — один из старейших деревянных маяков в Архангельской области

Так выглядел маяк до ремонта

А так — во время ремонта
Ремонт маяков
Этой осенью на Онежском полуострове отремонтировали один из старейших деревянных маяков Архангельской области — Летне-Орловский. В сентябре туда также ездили шестеро волонтеров и сотрудников заповедной территории: национальный парк «Онежское Поморье» хочет сделать в будущем на Летне-Орловском мысе музей. Добровольцы неделю консервировали жилые и хозяйственные постройки маячного городка.
«За пять дней работ мы вернули на место двери, закрыли досками окна, чтобы не задувало снег, перекрыли тентом крыши. Также восстановили обшивку. Старались использовать для этого упавшие доски. Если не могли их найти — приколачивали новые. Это временное решение, но оно даст шанс зданиям дождаться ремонта», — рассказал государственный инспектор Унского участка Андрей Рассказов.

Маяк начал действовать в 1900 году. Сначала он был металлическим, а в 1927 году построили новую деревянную башню.
В 1900 году на маяке служили двое мужчин, в 1901 году к ним присоединилась первая женщина. В 1913–1914 годах здесь появились жилой дом, баня, кладовая, ледник и сарай. К 1920 году на маяке жило уже 5 сотрудников и четыре члена их семей. В 2008 году штат сократили: появилось современное оборудование, не требующее постоянного присутствия человека. Достаточно раз в год проводить обслуживание маяка и менять батареи.

Ниже — несколько кадров из здания, где в 20 веке жили работники маяка.








В этом году на маяке Зимнегорском специалисты маячной службы вместе с волонтерами заменили балки перекрытия технического этажа, отремонтировали фасад, окна на этажах, цоколь, установили новую светооптическую аппаратуру с солнечными панелями. В планах на следующий год — покрасить маяк.
— Сейчас есть потребность отремонтировать жилые здания на маяках. Больших затрат требует жилой дом на Канине, но и остальные дома подлежат ремонту. Еще в следующем году мы поставим новую светооптическую аппаратуру на Вороновском мысе, напротив острова Моржовец.

На Летне-Орловском маяке сохранился наутофон — устройство для подачи звуковых сигналов в туманную погоду

Для работы наутофона построили дизельную
Кстати, не все сооружения, выглядящие как маяк, на самом деле считаются маяками.
— С точки зрения нашей терминологии, маяком считается средство навигационного оборудования, которое светит от 10 миль (от 19520 м). Все, что меньше, считается светящим навигационным знаком. Поэтому может стоять, условно говоря, палка, и если светооптический аппарат этой палки светит больше чем на 10 миль, то эта палка — маяк. А если мы видим большое здание, но его аппарат светит меньше чем на 10 миль, то по документам это светящий навигационный знак.
Хотели бы пожить на острове с маяком?







