Город Архангельск согрелся теплом джазовых сердец

Архангельск согрелся теплом джазовых сердец

Как один миг пронеслись десять дней международного джазового фестиваля «Северные земли». Этот музыкальный праздник окутал наш город пронзительными звуками саксофона, взбудоражил души зрителей сердцебиением ударных и познакомил архангелогородцев с джазовыми музыкантами международного масштаба. Для столицы Поморья фестиваль «Северные земли» имеет огромное значение, ведь Архангельск по праву считается северной столицей джаза.

Ведущая фестиваля «Северные земли» Елена Сергиевская на одном из выступлений сказала: «У Архангельска есть безусловная джазовая история во всем мире, и это греет наши джазовые сердца. За это спасибо Владимиру Резицкому». Действительно, говоря о джазе в краю доски-трески, невозможно не вспомнить имя этого известного музыканта, который у нас родился и творил. Он фактически был первым саксофонистом, который в те годы играл на этом инструменте так же современно, как лидеры европейского авангардного джаза – Петер Бретцманн, Виллем Бройкер и Ивэн Паркер.

Владимир Резицкий очень много отдал для организации Архангельского джаз-фестиваля. Всего за 16 лет им было проведено 15 фестивалей, 10 из которых носили международный статус. К 1997 году фестиваль стал одним из самых значимых европейских форумов нового джаза и новой импровизационной. «Северные земли» – фестиваль, продолжающий дело нашего великого земляка, тем более что под своим крылом мероприятие собрало много друзей Владимира Резицкого, некогда игравших с ним на одной сцене.

«Северные земли – 2013» стартовали 15 марта с лекции от джазового мультиинструменталиста и композитора Давида Голощекина. А 16 марта он выступил в зале Дома молодежи, начав концерт с композиций, которые, по словам самого музыканта, никто из присутствовавших в зале, скорее всего, еще не слышал. Первой стала легкая, совсем теплая мелодия «Весенний ветер с Невы». За кулисами музыкант рассказал 29.ru о своих отношениях с Архангельском. «Я приезжаю не в город, а к людям, которые любят джаз. Архангельск стоит в ряду тех городов, где я бываю очень часто. С 1964 года ваш город я успел посетить раз 20, наверное».

Одна из зрителей Екатерина Иванова поделилась своими впечатлениями от выступления Давида Голощекина: «Он привез с собой весеннее настроение и разрушил мои стереотипы о джазе. Лично я не ожидала, что такой академический инструмент, как скрипка, может звучать настолько необычно. Теперь я понимаю, почему из баров и ресторанов джаз ушел на большую сцену, и думаю, что это самое подходящее место для такой восхитительной музыки».

В течение фестивальных дней был открыт Центр творческих индустрий, также джаз прозвучал не только в Архангельске, но и в Северодвинске. В субботу же, 23 марта, прошел большой джазовый вечер, ставший кульминацией фестиваля. Играли музыканты также на сцене бывшего кинотеатра «Модерн», ныне Дома молодежи. В каком-то смысле этот зал – место, намоленное джазом, в разное время во время разных фестивалей здесь выступали десятки талантливейших музыкантов. Первым же в этот раз на сцену взошел Владимир Тарасов, ударник из Литвы, автор инсталляций, режиссёр-постановщик и лауреат премии «Триумф» 2009 года. Он связан с Архангельском как никто другой, ведь Владимир родился в нашем городе, и как он сам признается, родину эту носит всегда в себе. Музыкант в свое время играл вместе с Владимиром Резицким, также он является бессменным участником одного из первых и наиболее значимых в недавней истории советского джаза ансамблей Г-Т-Ч (Ганелин-Тарасов-Чекасин). Джаз Тарасова – это всегда свобода, новизна, импровизация. На фестивале «Северные земли – 2013» виртуозный перкуссионист выступил с сольной программой «Думая о Хлебникове». Но это не иллюстрация стихов известного футуриста, это размышления на тему, облаченные в ритм. Председатель земного шара Велимир Хлебников был мастером экспериментов в «зауми», особом виде словотворчества. Программа Тарасова – это «заумь» музыкальная, рождающая образ из множества деталей. Сердцебиение его ударной установки погружает зрителя в мир удивительных фантазий.

Также на сцену 23 марта вышли музыканты из Ярославля, Москвы, Вологды, Череповца, Петрозаводска и Норвегии. Команда Mara and the inner strangeness перенесла гостей фестиваля в мир скандинавской музыки, в которой сквозят нотки творчества Тома Уэйтса и Бьорк. Кстати, без Тома Уэйтса на «Северных землях» не обошлось. Концерт, посвященный его творчеству, музыканты дали в кафе «Терраса» 24 марта, поставив точку в фестивальном времени.

Организатор фестиваля Александр Шошин подвел небольшие итоги фестиваля: «Прошло все отлично, хотя, конечно, есть моменты, которые надо учесть на будущий год. Этот фестиваль по сравнению с прошлым годом оказался более длинным, масштабным. Приехало больше музыкантов, были даны мастер-классы. Что касается зрителей, то всегда хочется, чтобы их было больше. Хотя посетило «Северные земли» примерно столько людей, сколько мы рассчитывали. Об интересе публики к фестивалю свидетельствует тот факт, что зрители оставались до конца даже в последний, довольно длинный фестивальный день».

Фото: Фото с сайта Тherefectoryrestaurant.com, видео и монтаж Алексея МОЛОКОВСКОГО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления