Город «Севморпуть» предложено слить с «Белкомуром»

«Севморпуть» предложено слить с «Белкомуром»

Комитет Совета Федерации РФ по федеративному устройству и региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера предложил Кабинету Министров РФ и органам региональной власти связать развитие Северного морского пути (СМП) с проектами железнодорожных магистралей «Белкомур» и «Северный широтный ход».

Рекомендации комитета были выработаны по результатам интернет-конференции «Вопросы развития инфраструктуры Северного морского пути как элемента единой Арктической транспортной системы РФ» с участием депутатов Государственной Думы РФ, представителей российского правительства и региональных исполнительных органов власти.

Участники пришли к выводу, что восстановление инфраструктуры СМП необходимо рассматривать как приоритетный для государства комплексный инвестиционный проект, сообщают в секретариате представителя губернатора Архангельской области по развитию Арктики.

В рекомендациях комитета СФ в частности сказано, что важность Севморпути определяется геополитическим и экономическим значением, в том числе – необходимостью осуществления перевозок при освоении углеводородных арктических месторождений. Его реализация не только расширит транспортную систему, но и будет способствовать социально-экономическому подъему северных районов страны.

Стоит напомнить, что весной прошлого года руководство Поморья обратилось к Москве с просьбой перенести головное учреждение администрации Северного морского пути из столицы в Архангельск и создать в регионе Федеральный центр комплексных исследований Арктики. Согласно доводам правительства региона, у нас есть всё, что нужно для размещения головного управления СМП. В Поморье сосредоточен огромный объем морской инфраструктуры и служб, обеспечивающих Северный морской путь. Кроме того, областной центр выгодно расположен для обустройства и функционирования военной и аварийно-спасательной инфраструктуры в российской Арктике, в особенности на островных территориях.

Сама же идея переезда главного офиса СМП была озвучена несколько ранее вице-премьером РФ Дмитрием Рогозиным во время поездки в Архангельскую область. Филиал же СМП в регионе существует уже три года.

Северный морской путь – кратчайшая морская трасса между Европейской частью России и Дальним Востоком. Организационно он делится на Западный и Восточный сектора Арктики. В настоящее время участь Севморпути в значительной степени зависит от разработки разведанных в его зоне минеральных ресурсов.

Что касается «Белкомура», то он уже без малого два десятилетия являет собой умирающе-воскресающую эпопею с неопределенным концом. Первые «белкомуровские» рельсы начали класть в ноябре 1998 года. Именно тогда был с помпой забит символический серебряный костыль, а затем проложено несколько километров дороги – примерно по четыре километра вблизи Карпогор и Вендинги. Но тут грянул финансовый кризис. В итоге строительство заморозили, построенные участки разобрали, а искусственные сооружения были снесены и попросту разграблены.

В 2007 году возобновилась работа по реализации проекта, но не просто в виде строительства магистрали, а как комплексная программа развития Северо-Запада России. Власти регионов договорились, что южный участок реанимированной трассы будет направлен не на Пермь, как планировалось ранее, а на Соликамск. Такое решение устроило и грузоотправителей, и железнодорожников, но никаких реальных работ не велось. Затем «Белкомур» включили в стратегический план развития Российских железных дорог до 2030 года и транспортную стратегию России.

«Белкомур» – комплексный проект промышленного и инфраструктурного развития Севера и Урала России, инфраструктурной основой которого является строительство новой железнодорожной магистрали протяженностью 1161 км соединением Соликамск (Пермь) – Сыктывкар (Коми) – Архангельск (Архангельская область) с общим объемом капитальных затрат 251,5 млрд рублей в ценах 2016 года.

На сегодня к проекту «Белкомур» привязано сооружение Архангельского глубоководного порта, призванного сформировать опорную сеть транспортных коммуникаций Арктической зоны России и дать импульс развитию Северного морского пути.

Три месяца назад, на совещании в Иркутске на российско-китайской встрече, проект «Белкомур» был поддержан министром транспорта РФ Максима Соколова и министром транспорта КНР Ян Чуаньтанем. Китайская сторона изъявила готовность принять участие в проекте «Белкомур» в 2015 году. Свое участие в проекте подтвердил крупный китайский инвестор. В результате в Пекине было подписано соглашение между МК «Белкомур» и компанией «Poly Technologies, Inc.» о совместных намерениях по реализации проекта строительства магистрали «Белкомур» в рамках механизма частной концессионной инициативы. По предварительным оценкам, общий объем инвестиций в экономику региона составит 56 млрд. рублей. С пуском магистрали доступ к железнодорожному сообщению получат около 100 тысяч жителей труднодоступных районов Поморья.

Правда, некоторые эксперты и наблюдатели довольно скептически воспринимают очередную идею реанимации «Белкомуру». Например, видный специалист по финансам Александр Иванов в интервью сайту 29.ru высказал предположение, что китайская сторона может иметь к Архангельской области совершенно не «белкомурный» интерес.

Депутат Архангельского областного Собрания Эрнест Белокоровин, возглавлявший в свое время региональное министерство промышленности, транспорта и связи, твердо убежден, что Севморпуть и «Белкомур» являются звеньями одной цепи и их тесная взаимосвязь не поддается сомнению.

«Как все мы знаем, Архангельский глубоководный порт напрямую связан с "Белкомуром", поскольку если к нам большим потоком пойдут грузы с Урала, мы будем решать задачу их отправки по Севморпути. Поэтому предложение, озвученное в Совете Федерации, закономерно и правильно. Власти на местах должны слить усилия по реализации "Белкомура" и СМП воедино, поскольку это наиважнейшая задача. В первую очередь – для освоения Арктики и усиления там российского присутствия. Конечно, необходимо тщательно прорабатывать каждый шаг – и в экономическом плане, и в политическом. Слишком грандиозная цель, слишком большой объем предполагаемых инвестиций. Но проект крайне важен для нашей страны и для Архангельской области со многих точек зрения, поэтому его эффективную реализацию следует поставить на приоритетное место», – отметил парламентарий в интервью сайту 29.ru.

Фото: Фото с сайта правительства Архангельской области

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
6
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Рожалки недостаточно»: журналистка 29.RU ответила депутату Госдумы, что еще нужно женщинам в России
Анонимное мнение
Мнение
У ребенка конфликт с учителем: что делать — рекомендации психолога
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Объявления