RU29
Погода

Сейчас-2°C

Сейчас в Архангельске

Погода-2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -5

0 м/c,

771мм 86%
Подробнее
USD 90,19
EUR 97,90
Страна и мир мнение Ностальгическая колонка о том, зачем детям смотреть старые мультики на большом экране в Архангельске

Ностальгическая колонка о том, зачем детям смотреть старые мультики на большом экране в Архангельске

Дарья Койбина впоминает свое детство и рассказывает, что интересного для маленьких зрителей будет на фестивале Arctic open

Планшет для детей — это уже рутина. А что дает большой экран и открытая дискуссия в кинотеатре?

Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите «мультфильмы» или «кино для подростков»? Корреспондент 29.ру Дарья Койбина рассказала о своих ассоциациях из детства, а также поговорила с организаторами международного кинофестиваля Arctic open о том, почему фильмы для детей вынесены в отдельную программу, почему детям и подросткам важно обсуждать кино с его создателями и зачем взрослым смотреть мультфильмы.

Какие мультики смотрела я

Что вы вспоминаете, когда вы слышите слово «мультфильмы»? У меня в голове сразу рисуется начало нулевых, «видик» и две верхние полки шкафа с кассетами VHS в два ряда. Мультфильмы, как мне кажется, — неотъемлемая часть жизни любого ребёнка.

Правда, у разных поколений будет ностальгия по своим мультипликационным картинам и героям. Лет в пять я в первый и в последний раз увидела мультфильм-диафильм (когда на специальном устройстве человек меняет картинки, которые проецируются на стену). Помню, что нас, детей (мы ходили не в детский сад, а в студию «Почемучка»), отвели в темное помещение, рассадили на стулья и начали показывать какую-то сказку на фильмоскопе.

Кто помнит такое явление?

Я помню!
Я не помню

В основном же я смотрела мультфильмы на кассетах VHS. Помню, как папа приносил их домой. Очень нравилось, что они были запакованы в прозрачную пленку — такие аккуратные, глянцевые, так и хочется раскрыть! В основном это были мультики анимационных студий Walt Disney, Pixar, DreamWorks, 20th Century Studios и, конечно же, «Союзмультфильм».


Мультфильмы «по телевизору» я не смотрела и даже в какой-то степени презирала. Они мне казались низкого качества и неинтересными. Спутниковой антенны у нас тогда не было, и выбор каналов был небольшой — кажется, всего пять. Но однажды я сходила в гости к подружке, которая открыла для меня удивительный мир мультсериалов по каналу «Культура». Помню, я долго смотрела сериал «Легенда о Белом клыке», основанный на одноименном романе Джека Лондона.

Неудобство просмотра мультсериалов было в том, что ты не всегда находился дома, а поэтому мог что-то пропустить. Интернет тогда не был так развит, как сейчас, да и за компьютер меня родители довольно долго не пускали. Поэтому концовку мультсериала «Рэдволл» (про войну между мышами и крысами) я пропустила — видела ее урывками, когда была с родителями в гостях.

Еще один мир мультсериалов, но современных, для меня открылся, когда мы в конце нулевых стали ездить с родителями в город Мирный к их друзьям. Пока взрослые в одной комнате шумно обсуждали свои взрослые темы, в другой я была предоставлена сама себе вместе с двуспальной кроватью и телевизором. То ли мне как-то включили, то ли я нашла сама, но однажды я наткнулась на канал Jetix и «залипла» на ярких картинках. Мне нравилось всё: и анимированный логотип, забавно прыгающий в рекламах, и сменяющие друг друга мультсериалы, в которых не нужно было знать, что происходило в предыдущей серии — «Инспектор Гаджет», Totally Spies, «Тутенштейн» и другие.

Немного ностальгии. 2003 год. Смотрю мультфильм по видику

С городом Мирным и мультфильмами у меня связано еще одно важное воспоминание. В моем поселке нет кинотеатра, поэтому, чтобы посмотреть новинки, нужно было отправляться в соседний населенный пункт. В детстве для меня эта поездка была своеобразным мини-приключением! После просмотра мы шли в кафе при кинотеатре, где пили молочные коктейли и ели мороженое.

Еще, я помню, приобрели популярность фильмы на DVD, и диски тоже стали заполонять пространство. Помню, как ходили с папой по таким магазинам. Как мне на день рождения дарили диск со сборником мультфильмов про собак (хотя я кошатница). Помню начало популярности мультфильмов про богатырей от студии «Мельница».

В девятом классе я решила начать пересматривать картины детства и скачала на ноутбук мультфильм «Балто» про полупса-полуволка, который рискует жизнью ради спасения детей на Аляске. Мультфильм мне в детстве запомнился тем, что отличался от других началом и концом — там идут кадры с живыми актерами. Пока смотрела фильм, начала открывать для себя новые смыслы и в процессе заплакала. Потом решила, что не буду больше повторять такой эксперимент.

Спад просмотра мультфильмов у меня начался в старшей школе — просто стало некогда. Одноклассницы тогда пробовали «подсадить» меня на аниме, но не получилось — японской культурой я не увлекалась, а еще меня пугало количество серий. Их было слишком много, а у меня была зацикленность — если уж смотреть, то до конца.

Последний раз я смотрела мультфильм в кинотеатре в 2021 году. Это была «Душа». Во время просмотра я тоже плакала, потому что открыла для себя много смыслов, которые, наверное, не увидела бы, будучи ребенком — важную роль сыграли жизненные события.

«Да и в целом поняла, что чем старше становишься, тем больше меняется твой взгляд на мультфильмы»

Но, помимо мультфильмов для детей, есть же и кино для подростков. И тут я вообще ничего не могу сказать — они будто прошли мимо меня. «Гарри Поттер», «Хроники Нарнии», «Джуманджи» — нет, мне не стыдно сказать, что смотрела их я урывками. А другие популярные фильмы и сериалы не смотрела вовсе, поэтому в классе всегда была вне контекста. Российские сериалы и фильмы про подростков я вообще вспоминаю с трудом. Ощущение, будто их начали снимать по большей части именно в последние годы. В наше время были популярны сериалы на ТНТ и СТС, и тут я тоже не была «в материале» — каналы были кабельными, а спутниковая тарелка у нас в квартире появилась, когда я была в 7–8-м классе.

Какое кино покажут в Архангельске детям на Arctic open

Сегодня у детей и подростков есть масса способов узнать о мультфильмах и подростковом кино больше. От лекций по заложенным смыслам до процесса создания мультфильмов и кино — вся информация есть на платформах в интернете. Но и в реальности тоже. Международный кинофестиваль Arctic open традиционно начинается с программы «ARCTIC OPEN — ДЕТЯМ», которая проходит во время осенних каникул в ноябре — чтобы максимальное число ребят смогли погрузиться в хорошее современное кино для детей и юношества. На эту тему у меня был интересный диалог с программным директором кинофестиваля Анжеликой Долининой.


— Фильмы для детей всегда были в программе кинофестиваля Arctic open. Но дело в том, что они всё время теряются на фоне больших кинопремьер, всё внимание уделяется жюри. Детская программа всегда была как будто «недо». Хотя это такие же прекрасные фильмы, — считает она.

«Мне кажется, что снимать для детей — это особый талант»

— И умение сделать кино без скидки на возраст, что мы должны с ними сюсюкаться, а сделать такое кино, которое было бы интересно и детям, и взрослым, — это серьезное умение. И мы решили в прошлом году вывести детскую программу отдельно, в дни осенних каникул, — сообщила Анжелика Долинина. — Мы решили этот эксперимент провести, и он оказался невероятно успешным. Не только у школьников было время посмотреть фильмы, но и у мам нашлась возможность прийти. Хотя мы видели там и пап, и вообще семьями большими приходили. Семейный просмотр — это и есть кинопедагогика, когда ты вместе со своим ребенком пережил какой-то одинаковый момент жизни. Ты получаешь психологический, когнитивный опыт, следя за персонажем, переживая за него. А потом через фильм ты можешь обсудить какие-то важные жизненные вопросы со своим ребенком.

Конкурсная программа «ARCTIC OPEN — ДЕТЯМ 2023» пройдет в трех номинациях: «Лучший полнометражный игровой фильм для детей и юношества», «Лучший короткометражный фильм для детей и юношества», «Лучший исполнитель детской роли в фильме в фильме для детей и юношества». Зрителей ждут два фильма из Италии на церемонии открытия и закрытия кинофестиваля, четыре полнометражные картины, два детских фильма, один подростковый и фильм 18+ для программы «Родительский чат». Также пройдут четыре сеанса короткометражных фильмов из России, Китая, Перу, Дании, Ирана, Турции.

Просмотр фильмов на кинофестивале Arctic open уникален тем, что после показов ребята могут пообщаться с режиссерами и актерами фильмов. О том, почему детям и подросткам важно обсуждать кино с его создателями, я спросила у Татьяны Киселёвой — выпускающего режиссера и креативного продюсера мультсериала «Умка», аниматора и режиссера авторской анимации «Союзмультфильма», которая в этом году возглавляет жюри конкурсной программы «ARCTIC OPEN — ДЕТЯМ».

— Во-первых, это позволяет немножечко окунуться в закулисье, а это всегда интересно. Те люди, которые ходят по ту сторону экрана, вдруг оказываются в зале, и к ним можно подойти, их можно потрогать, с ними можно поговорить. Это потрясающе! Во-вторых, дети из зала отождествляют себя с героями фильмов. Значит, хорошо сыграл актер, если зритель может отождествить себя с героем. И детям интересно, как такие же ребята попадают в кино, какая она — жизнь на экране? И это интересно всем, и актерам тоже. Они чувствуют свою значимость, что побывали там, на экране, у них есть сверхзнание, и им приятно встретиться со своими сверстниками и рассказать о своем опыте, — считает Татьяна Киселёва.

— Если это настоящее искусство, то, конечно, мы все смотрим фильмы про себя. Человеку нужен человек, ничего другое не поможет, если тебя это лично не заденет, — считает директор кинофестиваля Arctic open Тамара Статикова. — На большом экране — совсем другое впечатление. Это не дома на диване. Ребенок учится быть умным зрителем. Вообще, цель нашего фестиваля — воспитание умного зрителя.

Во внеконкурсной программе зрителей ждут VR-сеансы ЭКОКИНО, где ребята смогут увидеть короткометражный фильм видеостудии ИО РАН «Подводный мир белых китов» режиссера Владимира Марина. Проект сделан совместно с Лабораторией морских млекопитающих и Лабораторией гидролокации дна. А также запланирован ретроспективный показ мультмюзиклов к 90-летию режиссера студии «Союзмультфильм» Инессы Ковалевской. Она — автор первого советского «мультмюзикла» «Бременские музыканты» и других мультиков, обожаемых советской детворой, — «Катерок», «В порту», «Чучело-Мяучело», «Сказка о попе и работнике его Балде» и других. Всего Ковалевская сняла порядка 30 мультфильмов. Шорт-лист детской программы кинофестиваля Arctic open вышел довольно интересным.

Режиссер Татьяна Киселёва отмечает важность семейного просмотра мультфильмов.

— Это вообще такие уникальные моменты, бесценные, которые нужно очень беречь, как можно чаще их получать, потому что это такое время единения, когда взрослый и его ребенок становятся на один уровень, они на одной волне. Благодаря семейным просмотрам становятся ближе родители и дети, бабушки и внуки. Я неоднократно наблюдала это и в своей семье, и в кинозалах. И еще это в некотором смысле передача культурного кода своим детям. То, что мы любили в нашем детстве, интересно показать детям современным. Они не всегда могут это понять, но всё равно на каком-то уровне они это «считают». Эта история работает в обе стороны — дети могут показать и объяснить своим родителям вещи, которые нравятся им в этих современных мультиках, ярких картинках, в этой сумасшедшей динамике.

А зачем вообще взрослым нужно смотреть мультфильмы?

— Мне кажется, в каждом взрослом всё равно есть внутренний ребенок. И это очень хорошо, если он не очень крепко спит. Поэтому нужно этого внутреннего ребенка баловать. И, конечно, смотреть мультфильмы. И потом, мультфильмы позволяют вспомнить о самом важном, теплом, родном, добром. Мне кажется, это замечательно! — так ответила мне Татьяна Киселёва.

А вы любите мультики?

Да
Нет

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления