Северодвинка Светлана Багрецова делает не просто фигурки собак в костюмах. Каждую она старается наделить личностью. Мастер изучает характер породы и передаёт его в своей кукле через одежду и детали. Светлана обожает лабрадоров, настороженно относится к бойцовским породам и в каждой собаке ищет черту, в которую можно влюбиться.
«Столько собак сделать надо»
Светлана Багрецова — сама собачник, поэтому делает только фигурки собак. Её первая и самая любимая игрушечная собака — её лабрадор Берта.
— Она жила у нас 11 лет. В прошлом году, к сожалению, её не стало. Она, наверное, мой вдохновитель. Куклу я сделала три года назад в подарок дочке. Она уже тогда окончила институт, переехала жить в другой город и очень скучала по Берте. Потом был подарок племяннице, которая тоже уехала в Москву и тосковала по своему питомцу. И мне понравилось. Здесь такой простор для творчества! Пород собак очень много, и они все разные, — рассказывает мастер.
Последние три года Светлана делает только собачек. А с кукольным ремеслом вообще она познакомилась пять лет назад. Сначала делала много разных кукол: текстильные, шарнирные, куклы-реплики, мишек. «Ученический» период прошёл в северодвинском клубе под руководством Ирины Черепановой:
— Я увидела заметку в газете. Там говорилось про изготовление авторских кукол. Я решила попробовать. Записалась на курсы. Я попала к замечательному мастеру Ирине Черепановой. С тех пор я осталась в клубе. Там — среда единомышленников, и это вдохновляет. Наедине с компьютером было бы не так.
Светлана говорит: ей легче изображать морды собак, чем лица людей. Иной раз хочется кому-то в подарок сделать традиционную куклу в человеческом обличье, но некогда: «еще столько собак сделать надо». Художественного образования у женщины нет. Работала инженером, но сейчас занимается только кукольным творчеством. В этом её поддерживает семья — муж и дочь.
Сначала лепишь их инструментом стоматолога, а потом они сами себе костюм выбирают
Светлана делает в основном статичных кукол на жестком каркасе. У таких руки-ноги, а точнее, лапы неподвижные. Использует запекаемый пластик «Ливинг Долл» или самоотвердевающий пластик — паперклей. Последний можно найти в Северодвинске. Остальные материалы — в том числе ткани, инструменты, краски — Светлана покупает, когда ездит на выставки в Москву.
— По ощущениям, «Ливинг Долл» более пластичный, легче подвергается обработке, из него проще делать мелкие детали. Сначала делаешь полузапёк, тогда можно что-то добавить или убрать. Когда сделан полный запёк, тогда уже ничего не изменить. Но всё индивидуально. Не сказать, что какой-то материал лучше, всё зависит от предпочтений. Но тут разница в технологии. С паперклеем надо быстро работать: он застывает, — объясняет Светлана.
В создании кукол используются специальные инструменты, большинство из них — стоматологические. Их покупают в магазинах медтехники. Приспособление, похожее на маленькую вилочку или щётку с длинной ручкой, нужно для того, чтобы нанести «узор» шерсти. Заготовки головы, лап и хвоста мастер формирует из фольги, затем наносит паперклей или пластик. Отдельно готовится жёсткий каркас тела из проволоки. На заготовке головы прорабатываются глаза, нос. Прикрепляются уши. Текстурной пастой прорабатывается шерсть. И после этого заготовки сушатся. Следующий этап — раскрашивание. Светлана предпочитает акриловые краски на водной основе. Говорит, с оттенками шерсти нужно «поиграть», чтобы передать объём и натуральные цвета.
— Всё это соединяется с телом куклы. Потом я занимаюсь костюмом. Выкройки делаю прямо по кукле, шью сама на живую нитку. Я никогда не рисую заранее эскизов костюмов, всё приходит в процессе работы. Хотела недавно сделать боцмана-ротвейлера в тельняшке, в бушлате. Но что-то не то, чувствую. В результате получился мистер Джеральд — совсем другой: в пальто, в цилиндре. Иногда как будто куклы сами выбирают костюм. Похоже на мистику, но что-то такое есть.
Лабрадоры-аристократы и бойцовско-музыкальное трио
Светлану вдохновляет мода XVIII–XIX веков. Идеи подсматривает в интернете или в книгах. Но чаще всего образ рождается от конкретной породы собаки.
— Самая любимая и самая лучшая порода, я считаю, — это лабрадор. И сейчас я задумала проект «Эти милые лабрадоры». Там будет несколько героев — девочки и мальчики — в очень красивых старинных костюмах. В красивых платьях, бархате, кружевах прогуливаться на природе. Лабрадоров хочу сделать по типу будуарной куклы, как мой пудель Адель. У куклы мягкое тело, набитое опилками, ножки — на шарнирных соединениях, ручки на проволочном каркасе, поэтому двигаются, — показывает Светлана.
Художнице не нравятся бойцовские породы, но она считает, что они колоритные и лепить их должно быть интересно. Светлана хочет собрать кукольное бойцовское трио. В него войдут крепкие ребята: доберман, бультерьер, питбуль. В лапах у них будут контрабас и гитары.
Хобби, похожее на работу
Многих кукол Светлана делает для себя. А потом они находят хозяев. Например, так произошло с таксой. Была пара: мальчик и девочка. Их Светлана Багрецова возила на осеннюю выставку в Москву. Мальчика-таксу она отдала в благотворительный фонд, помогающий детям.
— Сегодня поступил заказ на такую же куклу, — рассказывает мастер. — Девушка увидела на выставке эту пару и захотела одну себе. С куклами я езжу в Москву уже четыре года. Недавно был салон авторских кукол на Тишинке, весной там же проходит «Бал кукол». Это крупные международные выставки. Туда ходят коллекционеры, которые присматриваются к работам мастеров.
Светлане не жалко расставаться со своими творениями. А к занятию относится, как к хобби, хотя тратит время и силы на него ежедневно, будто это работа:
— Сначала задумывалась, сколько вкладываю в это денег. Но потом поняла: я не ремесленник, я не могу на поток это поставить. Хотя вижу, что людям больше нравится. Но хочется делать для души. Дочка вообще не разрешает мне продавать, ей жалко расставаться с куклами. А у меня, когда работа подходит к концу, уже в мыслях другой проект. Приходит новый образ, новый любимец.
Художница подсчитала, что уже сделала 15 больших кукольных собак, не считая маленьких статуэток и сувениров. Себестоимость каждой игрушки она не рассчитывает, но купить её можно за 10 тысяч рублей. Для коллекционной куклы это очень недорого, известные мастера запрашивают намного больше.
Элла Микушева