24 сентября по стране вновь прокатилась волна протестов против роста цен на топливо. Взбунтовались и южноуральские водители: в шести городах Челябинской области были запланированы акции, но не все пошло гладко. В Снежинске ее пришлось отменить после настойчивых предупреждений городских властей и полиции, в Магнитогорске митинг не согласовали, и выступление ограничилось автопробегом. В Челябинске акцию перенесли на октябрь по «техническим» причинам. Тем нее менее этот сентябрьский бунт стал самым масштабным по сравнению с предыдущими волнениями в регионе: на улицы городов вышло около сотни человек.
«Несмотря на волну протеста, которая прокатилась по всей стране весной этого года и охватила более 30 городов, цены на топливо не только не снизились, но был искусственно создан дефицит топлива на внутреннем рынке. Цены продолжают расти, это вызывает социальное недовольство автомобильного сообщества и выливается в многочисленные митинги в разных регионах, объединяя города по всей стране», – пишет в своем обращении президент Федерации автомобилистов России Сергей Канаев.
Основные требования митингующих: снижение топливных цен на 30% (ДТ и АИ-92 должны стоить не более 18 рублей за литр, 95-ый – не более 20 рублей), а также отмена прямого транспортного налога.
Напомним, по данным Росстата, цена на бензин с начала года выросла на 13,2%, а с конца августа ударно подорожал сжиженный газ: на некоторых заправках стоимость изменилась на шесть рублей за неделю. Поскольку ситуация не только не стабилизируется, но ухудшается, ФАР России поддержала всероссийскую акцию протеста, которая вылилась в митинги, пикеты, флешмобы и автопробеги более чем в 70 городах России.
Пожалуй, самыми масштабными действиями в Челябинской области отметился Миасс. Этот город уже семь раз принимал участие в подобных мероприятиях. Однако начальные планы организаторов пришлось корректировать: «Мы наметили акцию на 24 сентября, однако в этот день состоялось праздничное открытие ТРК, а на центральной площади проходила ярмарка. Городская администрация и управление МВД попросили нас перенести пикет на 25 сентября. В итоге мы собрались в воскресенье в Машгородке, – рассказывает представитель ФАР в Челябинской области Валерий Демочкин. – В акции приняли участие более 30 человек на 20 машинах. Автопробег изначально не планировали – он состоялся спонтанно: двумя автоколоннами участники отправились с автозавода и Машгородка. Специально на пикет приехали водители из Чебаркуля и Златоуста – у них ни разу не проводились такие акции. Отмечу, что в этот раз преимущественно были молодые водители, возможно, это связано и с тем, что мы анонсировали акцию через Интернет, а не расклеивали объявления. И человек было не меньше, чем в прошлые разы. Кстати, сейчас в Чебаркуле проводятся учения – над нами пролетали пара звеньев ВВС по четыре самолета, в наших рядах родилась шутка по этому поводу: мол, они к нам присоединились – в авиации тоже горючка дорожает. В целом, все прошло без инцидентов, полицейские фотографировали все автомобили участников и в ход акции не вмешивались».
Магнитогорск также высказал свой протест, но свои коррективы в планы внесла погода: «Мы решили вместо флешмоба провести автопробег: под дождем идти по городу и стучать пустыми канистрами оказалось не самым лучшим вариантом, – рассказывает организатор акции в Магнитогорске Дмитрий Лаврентьев. – В итоге мы пересекли весь город на 20 автомобилях и подписали ФАРовскую резолюцию. Изначально мы планировали собрать митинг, но нам его не согласовали. Все прошло без критических ситуаций. Собралось около 30 человек, и мы готовы поддерживать дальнейшие акции».
Сорвалось мероприятие в Снежинске – там планировалось провести собрание автомобилистов, однако, по словам Валерия Демочкина, организаторов в администрации и МВД города предупредили, что в случае проведения акции к ним применят жёсткие меры. Собрание в городе проводить не стали. Однако снежинские активисты присоединились к выступлению в Екатеринбурге.
В Южноуральске пикет проводился впервые, и участников оказалось совсем немного: несколько человек на двух машинах, плюс организаторы отметили, что выступлением заинтересовалось немало прохожих.
«В Еманжелинске, где планировался пикет в центре города, приехало 17 человек, но на месте сбора уже находились блюстители правопорядка, и ребят «попросили» удалиться с площади, – рассказывает региональный представитель ФАР. – Автомобилисты просто сменили место дислокации и подписали резолюцию».
В Челябинске планировался митинг на Театральной площади, однако организационные вопросы не утрясли вовремя, поэтому его попридержали до официального разрешения: «Акция в Челябинске перенесена по организационным причинам – заявка на проведение митинга не была подана в срок, поэтому мероприятие состоится недели через две, уже в октябре, – поясняет координатор акции по Челябинску Эдуард Фатихов. – Запланирован митинг на Театральной площади и автопробег до памятника Курчатову. Будет подписана резолюция и направлена вдогонку той, что уже на пути в правительство страны. По нашим ожиданиям, в акции примет участие до ста человек».
Напомним, что ранее в областном центре всероссийские акции фактически никак не поддерживались. Разве что в марте текущего года в Копейске автомобилисты устроили флешмоб на заправках, собирая «последние копейки на литрик бензина».
По окончанию всех мероприятий в городах подписаны резолюции и направлены в адрес президента и премьер-министра России. В местные органы власти организаторы уже не пытаются обращаться, поскольку большинство их вопросов так и остались без внимания. Кроме того, топливные цены не в компетенции регионов.
«Обращу внимание, что вся инициатива идет снизу, то есть акции организуют сами автомобилисты, общественники их поддерживают, – продолжает Валерий Демочкин. – С каждым разом к митингам присоединяются больше людей и новые города. Если весной выступили порядка 30 городов, сейчас их в два раза больше. В Челябинской области 24-25 числа выступили не только Миасс и Магнитогорск, как раньше, – поучаствовали четыре города, плюс автомобилисты из мест, где не проводились акции, приезжали в «горячие» точки. Главная наша задача – это в очередной раз привлечь внимание людей и правительства к росту цен на топливо и налоговой нагрузки на водителей», – заключает Валерий Демочкин.
Однако не все общественники поддерживают проведение акций как эффективный способ решения проблем. Лидер организации «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков на летней встрече с челябинскими автомобилистами отметил: «Общественные выступления уже не проходят, правительство к ним привыкло, на них никак не реагируют. Мы это поняли еще в 2007 году. А называть акцией протеста мероприятие, куда пришло 10-15 человек, – это дискредитация. Народ вывести на улицу не так просто».
Все же ФАРовцы не намерены отступать, и в случае очередного игнора со стороны властей они планируют и дальше проводить всероссийские акции, в том числе и перед грядущими выборами.
С текстом резолюции можно ознакомиться здесь.
Фото: Фото организаторов акций