Одной из основных причин возникновения пробок в крупных городах являются мелкие аварии, в которых у участников порой даже металл не пострадал – лишь царапины на бампере, отмечают на Autonews.ru. По данным Российского союза автостраховщиков, сегодня лишь четыре процента всех ДТП оформляются без вызова на место аварии сотрудников ГИБДД.
«Число незначительных ДТП без пострадавших неуклонно растет, – заметил еще в августе начальник главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Виктор Нилов. – Если в 2005 году их было зафиксировано 1,7 миллиона, то в прошлом – уже 3,4 миллиона».
Самостоятельно оформлять аварию автовладельцы не берутся, создавая «бутылочные горлышки» на дорогах, а зачастую и вовсе блокируя движение по узким улицам. При этом ждать экипаж ГИБДД для оформления происшествия водителям приходится по несколько часов (неофициальный рекорд по Москве – 10 часов). Столице Поморья до таких временных рекордов далеко, но на три-четыре часа ожидание и у нас может затянуться.
Летом 2011 года Генпрокуратура потребовала от ГИБДД создать регламент прибытия экипажа на место оформления ДТП, где были бы установлены нормы по прибытию гаишников к месту аварии. Соответствующее предложение было отправлено на имя главы МВД Рашида Нургалиева, однако в МВД с доводами Генпрокуратуры и Общественной палаты не согласились. По мнению Госавтоинспекции, разница в плотности движения и климатических условиях между субъектами федерации не позволяет принять регламент, который действовал бы по всей России.
«Регламент прибытия обязателен – нужен какой-то порядок, ведь это должностные обязанности гаишников. Конечно, и у них бывает завал, но границы все-таки должны быть установлены. Стоять на морозе, к примеру, по четыре часа – это беспредел, – считает президент мотоклуба «Крепость» (г. Новодвинск) Дмитрий Маликов. – Или «поцапаются» на пару тысяч на мосту – здесь можно обойтись и без ГАИ: надо разбираться на месте и разъезжаться, а то весь город «встанет». Проблемы со страховыми компаниями в 99 процентах автовладельцы решают через суд и, как правило, выигрывают. В первую очередь должен быть закон: если он есть, есть чем мотивировать, есть защищенность».
«Отсутствие норматива прибытия инспектора развязывает ГИБДД руки, – уверен президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Можно было бы дать каждому региону возможность устанавливать свой собственный норматив в зависимости от качества дорог, климата, количества экипажей ДПС. Пусть это будет час, но за опоздание будет применяться дисциплинарное взыскание».
В обмен на непринятие регламента ГИБДД предложила расширить возможности применения так называемого европротокола, по которому участники аварии имеют право самостоятельно заполнять бланки-извещения о ДТП и напрямую обращаться в свои страховые компании, однако такой возможностью водители пользуются редко – максимальная выплата на сегодня составляет 25 тысяч рублей. После принятия Госдумой поправок сумма вырастет вдвое, но автолюбители рисковать не желают, ведь одна-единственная ошибка при заполнении бланка может привести к тому, что страховая компания откажет в выплате компенсации.
Фото: Фото сайта News.ukraine.com.ua