Через год в России все-таки может заработать налог на роскошь, в том числе на дорогие автомобили и недвижимость. О таком «маневре» заявил Владимир Путин в своей статье «О наших экономических задачах». Он полагает, что для развития бюджетных сфер можно повышать некоторые налоги: на дорогие дома, машины, алкоголь, табак и прочее. Правда, какие критерии роскошности будут применяться в таких расчетах, не понятно. Определяться будут в этом году, чтобы в 2013-м владельцы дорогих домов и автомобилей уже платили по повышенным ставкам.
Сейчас владельцы мощных авто отдают в разы больше владельцев среднелошадного транспорта. К примеру, по ставкам 2011 года собственник Honda CR-V (150 л.с.) в год раскошеливается на 3000 рублей, а водители Range Rover (313 л.с.) или Toyota LC 200 (288 л.с.) вынуждены отдавать по 47 и 43 тысяч в год соответственно. То есть одна лошадиная сила у двух последних моделей стоит в пять раз дороже, чем у «Хонды».
«У меня Lexus IS 250, 208 л.с., – говорит специалист компании «Зуботехнические Мастерские» Антон Гребенщиков. – Транспортный налог, который я плачу, явно неадекватен. Злит то, что его привязали к лошадиным силам. Почему его не включить в цену топлива, как и планировали раньше? А сейчас выходит, что мощные автомобили выгоднее не ставить на учет, а платить штрафы. Я не исключаю, что налог на роскошь введут параллельно транспортному налогу, ведь от него не отказались, когда повысили топливные акцизы. Ну а если все произойдет в виде повышения ставок налога, то они будут заоблачными.
Давят и давят, слов нет. При этом я не считаю свой автомобиль роскошным. Я выбрал его из соображений безопасности и надежности. А пересесть на отечественные машины меня не заставят. Так что выход один – платить».
Если от покупки нового «силача» можно отказаться, чтобы не разоряться на отчислениях, то как продавать такие машины? Либо сбывать за бесценок (кому – тоже не понятно), либо распродавать по запчастям, либо утилизировать, либо оставаться в налоговой тени, катаясь на транзитах. Получается, что сильные и далеко не всегда самые дорогие машины будут вытягивать лихие суммы. И плюсом к этому пойдут серьезные траты на топливо, которое поедается такими автомобилями с отменным аппетитом. Это может отразиться на спросе на авто такой категории, особенно подержанные. Хочет человек сесть на серьезную машину, средств немного, он выбирает праворукую «японку». И вместе с ней получает как платное приложение транспортный налог в ежегодные 30-40 тысяч. Стоит ли вообще брать такой «бюджетный» вариант? И как потом его перепродать?
Уже сейчас водители дорогих и сильных машин не жалуют транспортный налог. Если его просто не платить, все равно когда-нибудь это вылезет на поверхность, и придется раскошеливаться в режиме форс-мажора. К примеру, в Санкт-Петербурге приставы арестовали Porsche Cayenne Turbo за долги по транспортному налогу. С 2007 года у водителя накапало 530 тысяч рублей. За четыре года такая сумма не могла скопиться даже за 500-сильный агрегат – скорее всего, за душой автомобилиста не одна машина. Аналогичная история произошла с владельцем Jaguar, который задолжал сто тысяч рублей, но в этом случае до ареста не дошло – мужчина расплатился в короткий срок.
В Архангельской области, по словам приставов, подобных примеров не было, хотя они не исключают, что истории с запретом на регистрационные действия дорогих автомобилей могли произойти.
Еще одно подтверждение «неприкаянности» мощных автомобилей на вторичке – это удивительно низкий ценник некоторых люксовых моделей. Например, в разделе «Автообъявления» нашего сайта Audi Allroad 2002 г.в. со 180-сильным движком можно купить за 485 тысяч рублей. За эти же деньги можно взять Mercedes-Benz CLK (198 л.с.) 2000 г.в., Jaguar S-type (276 л.с.) 2000 г.в. за 650 тысяч. 10 лет для таких машин – смешной срок. Обременяют большие расходы на содержание, то же самое тормозит и покупателей.
«Появилась возможность приобрести Mercedes-Benz SLK 350 2005 г.в. в идеальном состоянии с символическим пробегом по приемлемой цене, но меня остановили налоги. То есть с учетом мощности в 272 л.с. мне пришлось бы отдавать более 40 тысяч в год. Автомобиль – кабриолет, я нацеливался на летнее пользование, но за несколько месяцев платить такие суммы налогов, я считаю, нецелесообразно, – говорит архангельский автомобилист Вадим. – За свой VW Golf, на котором я езжу круглогодично, плачу порядка 4 тысяч рублей. То есть автомобилистов, у которых есть мощные автомобили, ставят в такую ситуацию, когда иметь их просто не рентабельно. Могу еще один пример привести: за прошлый год на своем мотоцикле я проехал 1,5 тысячи км, и за это годовой налог тянет на 6000 рублей».
А если порог роскоши будет определяться не мощностью автомобиля, а, к примеру, его ценой? Допустим, все автомобили дороже миллиона рублей, облагаются повышенным налогом. Во-первых, со временем машины теряют в стоимости. Если вы покупаете ее за 1,5 миллиона, а через несколько лет она уже стоит тысяч 800, получается, что вы должны платить налоги «на уменьшение». При этом автомобиль будет так же «изнашивать» дороги, влиять на окружающую среду...
Но на вторичном рынке нет четких прайсов, поэтому, если кто-то «жадный» поставит цену не в 999 999 рублей, а в миллион на ту же модель, неужели и вы будете за это расплачиваться? В общем, вопрос в том, кто и как будет оценивать машины на вторичке. Если схема с уменьшением налога будет работать, перепродать такой автомобиль не составит великого труда. А вот с раритетами ситуация обратная: с годами их ценник только растет, и может выйти, что автомобиль, когда-то купленный за копейки, перейдет в категорию роскоши.
Еще один поворот: сейчас у многих непремиальных брендов есть модели, которые стоят более миллиона или за эти рамки выходят некоторые комплектации. То есть марка, которая не претендует на звание класса люкс, будет требовать расходов, свойственных этому сегменту.
«Роскошные вещи надо облагать более высоким налогом, я полагаю. Богатые люди должны платить больше – это справедливо, – говорит председатель совета директоров компании «Интерсвязь» Леонид Вахрамеев. – Мощность двигателя моего автомобиля – 410 л. с., предполагаю, что налог будет очень высоким. Но признаюсь честно: «хороший понт дороже денег» – это неизбежность не моего лично статуса, а всей компании. Мне приходится ездить на такого класса машине, так как нужно оправдывать ожидания».
Транспортный налог оседает в региональном дорожном фонде. За счет повышения налоговой нагрузки на отдельные категории машин эта часть казны будет расти.